Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Вся жизнь – игра, или Один день из жизни геймера

Кузьмичева Анастасия, 301 группа в.о.

Ранее утро. Душный вагон столичной подземки. Обратите свой взгляд на человека, сидящего напротив вас. Его растоптанные, запачканные и кое-где порванные кеды с пожелтевшей от времени резиной и посеревшими шнурками довольно заметно выделяются на фоне аккуратной обуви остальных попутчиков. Привлекают внимание и джинсы, скрывающие от нас верхнюю часть обуви: сзади обтрепанных штанин торчат нитки, на коленях ткань протерта и вытянута, а чуть выше виднеются мелкие пятна неизвестного нам происхождения. На этом человеке растянутая черная футболка, с которой сурово глядят на нас из-под капюшонов люди в доспехах и с мечами; футболку прикрывает по бокам поношенная клетчатая рубашка с длинными рукавами. Провод больших новеньких наушников, надетых на голову со слегка засаленными и отросшими волосами, тянется откуда-то из кармана штанов. Осмельтесь взглянуть на лицо своего спутника. Перед вами юноша лет 17-22 с темными кругами под заспанными, чуть припухшими глазами и бледной кожей, немного присыпанной красными пятнами на лбу и щеках.

Он сидит, откинувшись на спинку, но даже так видна его сутулость. Лодыжки его скрещены, колени широко расставлены. Одной рукой он придерживает темный рюкзак, стоящий на грязном полу, пальцем другой же медленно водит по экрану телефона в попытке что-то прочитать. Если приглядеться, как это делаем мы, весь вид его покажется весьма неряшливым, однако если лишь вскользь пробежаться взглядом по этой фигуре, увидев её в толпе, скорее всего, она ничем вам не запомнится и неаккуратность совсем не бросится в глаза.

Но кто же этот человек? Вероятнее всего, перед вами тот, кто выходит на улицу лишь в крайних случаях и сутки напролет пристально вглядывается в монитор, забывая о реальности, – геймер.

Встретить геймеров вне пределов их комнат крайне сложно. Пожалуй, это случается только тогда, когда они едут на учебу или, что реже, на работу, выходят в магазин для пополнения съестных припасов или изредка выбираются на прогулку с друзьями. Большую часть времени они проводят, удобно устроившись на мягком стуле и играя на компьютере в игры. Однако их внешне пассивный образ жизни выглядит однообразным лишь на первый взгляд.

На бескрайних виртуальных просторах московского геймера распознать непросто. Лишь иногда его выдает чрезмерная спешка, которая прочно въелась в образ жизни столичных жителей, и рождаемая ею раздражительность. Но в реальной жизни именно в Москве игроки, имея больше возможностей для поддержания и развития своих интересов, вбирают в себя самые характерные черты, присущие людям, разделяющим их увлечения.

Попробуем проникнуть в их мир и узнать чуть больше об этих обитателях компьютерного пространства.

 

II

Слово «геймер» имеет английское происхождение – «gamer» – и переводится как «игрок». Не исключено, что слово прижилось в таком виде на русской почве, чтобы отличать простых игроков от тех, кто играет в компьютерные игры, и тем самым стать частным случаем общего понятия. Само название включает в себя и людей, которых лишь изредка скрашивает досуг видеоиграми, но все-таки чаще всего оно применяется к тем, кто посвящает этому большую часть своего времени.

Играть в видеоигры можно как на ПК, так и на консоли[1] – в зависимости от предпочтений. По этому принципу всех геймеров можно разделить на PC[2]-геймеров и на консольщиков, хотя подобное деление совершенно не исключает группы людей, которые играют, используя разную технику.

Существует множество видов игр, и каждый из них находит своего поклонника. Шутеры[3] от первого или третьего лица, файтинги[4], симуляторы[5], квесты[6], стратеги, аркады[7], одиночные, многопользовательские и массовые, онлайн и оффлайн – не то что рассказывать, но и перечислять все жанры и виды было бы слишком утомительно, поэтому остановимся все же на самих обитателях виртуальных миров, которые встречаются практически в каждом из них.

 

Простой игрок – «Любитель»

Это люди, живущие вполне обычной жизнью. Компьютерные игры для них – приятное времяпрепровождение в одиночестве или с друзьями. Конечно, время, проведенное за подобным занятием, существенно варьируется – от 30 минут до нескольких часов, – однако интерес к игре не настолько стоек, чтобы просиживать за ней большую часть дня. Как правило, они выбирают несложные и доступные игры, в которых их привлекает либо сюжет, либо само игровое действие.

В потоке людей узнать их очень сложно, а подчас и совсем невозможно: они почти ничем не выделяются на общем фоне. Возраст их тоже не может быть четко обозначен: простым игроком могут быть и дети, и взрослые, и даже пожилые люди, которые умеют управляться с ПК.

Технику для удовлетворения своих потребностей они используют самую простую, которая покупалась скорее для работы или учебы, нежели для игр.

 

Хардкорщик – «Профи»

Совершенно иная ситуация с хардкор-геймерами. Эти люди не ищут легких путей: ценность представляет для них лишь такая игра, которая отличается особо сложным геймплеем и требует максимальных сил для прохождения. Хардкорщики исследуют каждый уголок игрового мира, перепроходят игры по несколько раз на разных уровнях сложности, постоянно расширяют рамки, скачивая всевозможные дополнения, и, что немаловажно, они стремятся к совершенному мастерству, оттачивая его и проверяя на прочность свои умения. Разумеется, такой подход к игровому процессу требует огромного количества времени. Находят они его как раз за счет иной деятельности: посещение занятий, сон, еда часто отходят на второй план. На работу они ходят лишь в том случае, если денег для обеспечения своего занятия критически не хватает, или при необходимости «проапгрейдить»[8] свой компьютер. Часто выбирают работу и образование, связанные со сферой компьютерных технологий. Увлеченность этих людей и поражает, и пугает.

Но что движет ими? Азарт, испытание себя и чувство соперничества. Последнее, к слову, породило множество турниров среди геймеров. Так, начиная с 2011, проводится ежегодный межнациональный турнир The International, призванный популяризировать игу Dota 2. В первый год призовой фонд составил 1,6 млн. долларов США, в 2015 же году – примерно 18 млн. долларов, из которых 6,6 млн. забрал игрок, занявший первое место. Неудивительно, что многие хардкорщики хотят попасть на подобные мероприятия, чтобы испытать свои силы (хотя не будем лукавить и скажем, что это у большинства является отнюдь не главной целью). Но лишь единицы действительно находят силы и средства, чтобы воплотить мечту в жизнь и начать зарабатывать деньги за выступление на соревнованиях по киберспорту. Счастливчики переходят из разряда хардкорщиков в разряд профессиональных геймеров, или, как называют их «в народе», прогеймеров.

Как правило, хардкорщик обладает мощным компьютером, ведь от мощности зависит поле деятельности: чем она выше, тем разнообразнее и сложнее игры и больше дополнений, которые можно установить. Если вдруг внимание хардкор-геймера привлекла игра, системные требования которой не соответствуют его технике, то высока вероятность, что он решит это исправить, накопив достаточное количество денег и улучшив параметры своего устройства.

Этот тип вы практически всегда сможете найти в толпе. Обычно это молодые люди (чуть реже – девушки) в возрасте примерно от 17 до 30 лет, однако исключения касательно возраста встречаются очень часто. Из-за бессонных ночей нередко они пытаются поспать, что бывает чаще всего, или подготовиться к учебе или работе в общественном транспорте. С таким напряженным графиком за внешностью успевают следить лишь единицы, поэтому распознать этот тип зачастую можно по неряшливому виду, который, однако, сильно не бросается в глаза. На одежде иногда мелькают логотипы игр или персонажи.

Этот тип игроков обычно и подразумевают под словом «геймер».

 

Новичок – «Я не нуб!»

Новичок – тип геймеров, которые только встали на этот путь и еще не определились, перейдут ли они на ступень выше и станут простыми игроками, или откажутся от этого занятия и изберут что-либо иное для приятного времяпрепровождения. Без этого этапа не могли обойтись ни простые игроки, ни хардкорщики. Обычно новичками можно считать тех, кто осваивает с помощью игр компьютер, и чаще всего это, конечно же, дети.

Существует некоторое разграничение между словами “новичок” и “нуб”[9]: первое обозначает начинающего игрока, который имеет желание обучаться, второе же является указанием на человека неопытного, не стремящегося совершенствоваться и подчас осознанно или нет нарушающего правила игры. Слово “нуб” считается в игровых кругах довольно обидным, поэтому советую вам хорошенько подумать, прежде чем называть так кого-либо, в противном случае вы рискуете нарваться на грубость и получить в ответ нечто вроде: “Го пвп[10], слабак” – что означает: мол, я оскорблен, вызываю вас на дуэль, сударь!

Сейчас все чаще эти два понятия объединяют в одно и “нубами” называют всех новичков, не давая, впрочем, негативного подтекста.

Довольно сжатые описания могли вам наскучить, поэтому перед тем, как снова возвратиться к нашему герою, спешу лишь заметить, что представленные типы – только небольшие засечки на шкале, обозначающие начало, середину и конец. В реальной жизни гораздо чаще встречаются геймеры смешанных типов, причем смешанных в разной степени. Обучение мастерству игры проходит постепенно и под воздействием множества факторов, включающих тип личности самого игрока. Новичок довольно быстро, но все-таки плавно переходит в разряд простых игроков, которые, в свою очередь, могут плавно перейти в ряды хардкорщиков. Простой игрок может часами просиживать за компьютером или игровой консолью, но не стать хардкор-геймером из-за отсутствия желания оттачивать до совершенства свои навыки.

Искренне надеюсь, что у вас сложилось примерное представление о населении виртуального пространства. Теперь же вернемся к нашему знакомому.

 

III

Дождливое и холодное октябрьское утро. Ровно в семь звонит будильник, но наш герой совершено не хочет вылезать из-под теплого одеяла и лишь высовывает руку, чтобы раздраженно провести по экрану звенящего телефона. С первого раза не удалось. Наипротивнейший звук все еще раздавался на всю комнату. Лениво вытащив лохматую голову и морщась от тусклого, холодного света и громкого сигнала, парень взял телефон, чтобы уж наверняка его выключить. Успех. Юный победитель с явным облегчением заваливается обратно на подушку и блаженно закрывает глаза. Близкое, близкое царство Морфея…

Но не тут-то было. Сигнал раздается вновь и кажется еще противнее, еще громче предыдущего. С глухим стоном тело садится на кровати и, еще не осознавая, но уже ненавидя себя, тянется к телефону. Все-таки не стоило ложиться в пять утра. Но как без него бы прошла осада замка, кто без него убил всех монстров и прошел босса?.. Протерев глаза, парень поднимается с постели, лениво потягивается и бредет… не в ванную, чтобы умыться, как вы могли подумать, а к компьютерному столу. Пальцем ноги нажав кнопку включения на системном блоке, стоящем под столом, юноша всматривается в загоревшийся экран монитора. Голубое окошко приветствия, родной звук, оповещающий, что все готово к работе, вызывают одобрительный взгляд. Но настоящее удовлетворение приходит тогда, когда прогружается символ, показывающий наличие интернета. И только теперь наш герой может со спокойствием отправляться заниматься утренними процедурами.

Он встал гораздо раньше не потому, что дорога до вуза занимает много времени, и не потому, что сам он будет долго собираться. Как можно быстрее умывшись, он возвращается в свою комнату и с предвкушением усаживается, поджав под себя ногу, на стул, устремляя свой  уже посвежевший после холодной воды взгляд на экран компьютера. Конечно, он знает, что так рано утром его друзья и соигроки (а это далеко не всегда одно и то же) еще не появятся в сети. В данный момент у него совершено другая цель. Обновить игру – вот, что сейчас занимает большую часть его мыслей. Сделать это надо обязательно сейчас, утром, чтобы обновление успело догрузиться до его возвращения, и не пришлось бы тратить на это время (порой, весьма немалое).

И вот, запустив ярлык игры, парень с каким-то затаенным удовольствием наблюдает, как бегают зеленые полосочки загрузки. Миссия выполнена! Теперь можно уже подумать и о еде.

Выпив чашку кофе с наскоро собранным бутербродом, парень натягивает джинсы, футболку, накидывает сверху, не застегивая, рубашку с длинным рукавом и бежит в прихожую, чтобы нацепить кеды. Как бы не опоздать, ведь времени остается не так уж и много.

И вот, как перед вами, мой дорогой читатель, он сидит в душном вагоне метро, борясь со сном, и читает заданный материал к одной из лекций.

Но вернемся обратно в жилище нашего героя. Небольшая квартирка в спальном районе Москвы с маленькими, но уютными комнатками. Но из них нас интересует лишь одна – та, в которой непосредственно обитает наш знакомый.

Открыв почти всегда закрытую даже для родителей дверь, что мы увидим? Книжные шкафы со всякой всячиной – от полного собрания сочинений Л.Н.Толстого до старых школьных тетрадок, вузовских учебников, карандашей, ластиков, пакетов… Примечательно, что все занесено толстым слоем пыли – их уже давно не касалась рука человека.

В дальнем углу стоит незаправленная кровать, на которой разбросана смятая одежда, оставшаяся после утреннего переодевания. Рядом прикроватный столик, роль которого играет обыкновенный табурет без обшивки. Здесь, на столь маленьком пространстве умудряются умещаться штук пять зарядных устройств, провода которых свиты между собой мрачным черным гнездом. Из него, однако, легко можно извлечь USB-разъемы, поэтому процесс зарядки не принесет никаких хлопот. Рядом на белесом покрывале пыли виден свежий прямоугольный отпечаток от лежащего ночами на этом месте мобильного телефона.

Но главное место, как алтарь уединенного храма, занимает компьютерный стол. Он прочен, массивен и стоит как бы особняком от всех остальных вещей. Здесь царит вечный хаос, не лишенный, однако, своего порядка, который знает лишь сам хозяин. В первом ящике стола лежит канцелярия, во втором и третьем обычно покоятся стопки ненужных бумаг, в четвертом же – запасные провода, кабели, батарейки… Но все это мелочи. В нашем случае самое интересное и зрелищное – то, что на поверхности. Шаткие стопки блокнотов, хранящие в себе коды, пароли, логины еще со времен далекого детства, нашли себе место прямо между динамиком и монитором. Ручки и карандаши наспех понатыканы в небольшую картонную банку из-под конфет. По всей поверхности стола разбросаны мелкие листки бумаги, ставшие заменой блокнотам, и флэшки. Но что мы видим? Одна, две, три… четыре чашки с недопитым чаем стоят прямо по центру. Одна из них громоздится на двух пустых блюдцах, покрытых засохшими крошками. Содержимое другой поражает разнообразием флоры: вдоль стенок и в серединке, как маленькие островки, плавают сероватые кружочки плесени. Сбоку, на специальной полочке, аккуратно расставлены диски с играми и музыкой. Их мало, потому что сейчас все можно найти и скачать при помощи интернета.

Вот уже слышны шаги хозяина комнаты. Распахивается дверь. Он, уставший, еле волоча ноги, заходит к себе в темную из-за закрытых занавесок обитель, бросает сумку рядом со столом и садится на мягкое крутящееся кресло. Рука его привычно ложится на мышку, покрытую тоненькими полосочками грязи там, где соприкасаются с ней пальцы. От единого движения загорается монитор – весь день компьютер был включен.

– Отлично, – с довольной улыбкой шепчет парень, видя оповещение об успешно завершенном обновлении.

Пара щелчков по ярлыку, несколько секунд ожидания – и он в игре. Уткнув пальцы левой руки в потертые кнопки клавиатуры, при нажатии которых активируются игровые умения, парень сосредоточился.

«Хил[11] и каст[12], плз[13]», – отобразилось сообщение в общем чате.

– Что за нуб, – пробормотал юноша, принявшись быстро набирать ответ:

«Хил и каст прист[14] подаст».

Усмехнувшись своей шутке, он с торжеством хотел было откинуться на спинку стула, но тут увидел окошко личных сообщений.

 

СуперХил: прив

RedLord: Здаров.

СуперХил: ты с пар?

RedLord: Ну да.

СуперХил: го[15] в данж[16], я танка[17] нашел и два лвла[18] качнул.

RedLord: Ты пристом-то потянешь?

СуперХил: да норм, сча еще лукаря возьмем – и самое то, там потом на второй этаж[19] варпнемся[20] – и передохнем.

RedLord: ПередОхнем или передохнЕм?

СуперХил: я еще не решил, потов[21] с собой возьми и скиллы[22] расставь.

RedLord: У мага тут скиллов столько, что на клаве,[23] как на пианино.

СуперХил: зато маг тащит, жди у входа крч, ща танк придет.

RedLord: Ну ок.

 

Маг в предвкушении грандиозной битвы начал настраивать горячие клавиши.

– Вася, убери со стола! – послышалось из-за закрытой двери.

– Ща, мам!

 

СуперХил: там мобы[24] агрятся[25] и их огнем бить нужно

RedLord: Да, я знаю. Я уже на локации. Уже площадку кастую[26], пока танк твой держит.

СуперХил: бегу

RedLord: Быстрее давай.

Круша монстров и прокачивая уровни, парень не заметил, как прошло два часа.

– Я убрать со стола просила, – раздался в дверях грозный голос, заставивший игрока дернуться от неожиданности. – И переоденься.

– Сейчас все сделаю, мам, не агрись. Только лвл добью…

Игра затянется до поздней ночи, а потом, уставший, наш герой пойдет спать. Завтра снова рано вставать, ехать на пары, попутно читая, уча, конспектируя…

 

IV

Поезд подъезжает к станции. Объект нашего внимания, готовясь к выходу, быстро закинул телефон в рюкзак и поправил наушники. На секунду ваши глаза встретились, и вы тут же отвели взгляд. Голос из хрипловатых динамиков вагона оповестил о названии остановки. Двери с шумным ударом распахнулись, и поток людей стал выходить из вагона. В последний раз вы окинули взглядом клетчатую рубашку, сутулую спину и чуть выдвинутую вперед голову – и потеряли из вида.

В общественном транспорте ли, на улице или в магазине, завидев сонного человека в неряшливой одежде, вспомните о тех, кто дни и ночи напролет осаждает замки, спасает миры, о тех, кто живет в невещественной, параллельной вселенной, созданной руками человека.

 


[1] Игровая приставка, специализированное электронное устройство для видеоигр.

[2] PC (англ. personal computer) – персональный компьютер.

[3] Шу́тер (англ. shooter — стрелялка) — жанр компьютерных игр.

[4] Фáйтинг (от англ. Fighting — бой, драка, поединок, борьба) — жанр компьютерных игр, имитирующих рукопашный бой двух персонажей в пределах арены.

[5] Симулятор — имитатор управления каким-либо процессом, аппаратом или транспортным средством.

[6] Квест (англ. quest) — жанр компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

[7] Аркада – компьютерная игра с нарочно примитивным игровым процессом.

[8] улучшить, обновить.

[9] noob (от англ. «newbie» – «новичок»)

[10] PvP (от англ. Player vs Player – «игрок против игрока»)

[11] Хил (англ. heal) – лечение.

[12] заклинание, улучшающее характеристики персонажа на определенное время.

[13] пожалуйста (англ. please)

[14] Прист (англ. priest – «священник») – персонаж, способный восстановить шкалу здоровья другого персонажа.

[15] пойдем (от англ. «go»)

[16] Данж (от англ. dungeon — подземелье) – игровая локация-лабиринт с сильными монстрами и сокровищами.

[17] Танк – игрок, имеющий сильную защиту и отвлекающий на себя внимание монстров в бою.

[18] lvl (от англ. level – «уровень»).

[19] второй уровень подземелья

[20] телепортируемся

[21] зелья, улучшающие на определенное время характеристики персонажа (от англ. «potion»).

[22] умения (от англ. «skill» – умение, навык).

[23] на клавиатуре

[24] Моб (mob сокращение от англ. «mobile object» – подвижный объект) – в данном случае, монстр.

[25] проявляют агрессию

[26] Кастовать площадку – читать заклинание, способное убить нескольких монстров на определенной, четко ограниченной площади.