Цель исследования
Создание научно-обоснованных критериально-ориентированных моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов, отвечающих актуальным направлениям государственной образовательной политики и потребностям профессионального сообщества в условиях формирования национальной системы высшего образования, перехода от действующей системы бакалавриата к базовому высшему образованию.
Задачи исследования:
- анализ результатов научных исследований в области моделирования программ обучения специалистов дефектологического профиля;
- изучение характера развития практики проектирования содержания обучения дефектологов в вузе на основе оценки за краткосрочный и долгосрочный период, изменений (количественных и качественных) контингента обучающихся, структурных единиц (модулей и дисциплин) и других;
- мониторинговые исследования представлений профессионального, научного и научно-педагогического сообщества, вовлеченного в разработку и реализацию программ подготовки дефектологов;
- мониторинговые исследования представлений студенческого сообщества о востребованности будущей профессии, направлениях и содержании профессиональной деятельности дефектолога, возможностях и ограничениях при реализации профессиональных задач в разных социальных сферах и других;
- на основе интерпретации мониторинговых исследований разработка двух моделей подготовки педагогов-дефектологов с описанием критериев и параметров эффективности предлагаемых моделей;
- научно-методическая разработка пакета модельных программ дисциплин (модулей) и практик для обеспечения перехода от действующей системы бакалавриата к базовому высшему образованию с учетом государственного целеполагания, актуальных запросов системы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- организация мероприятий по подготовке к апробации разработанных моделей и их содержательного наполнения, включая повышение квалификации участников апробации (администрация и профессорско-преподавательский состав вузов), широкое профессиональное обсуждение и трансляция результатов первого этапа проекта на площадках ведущих научных организаций и организаций высшего образования.