Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Международная научно-практическая конференция «РУССКИЙ ЯЗЫК: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

Программа Сессии_отчет

С 23 по 25 ноября в Институте филологии МПГУ прошли основные мероприятия Международной научно-методической сессии «РУССКИЙ ЯЗЫК: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА» по линии Минпросвещения РФ (Соглашение № 073-15-2022-1224 от 6 сентября 2022).

Институт филологии МПГУ, реализующий этот проект, организует мероприятия просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленные на популяризацию русского языка, образования и культуры, поддержку отечественных и зарубежных преподавателей русского языка в странах СНГ и странах Азии и Востока, вовлеченных в процесс освоения русской культуры и истории, которая основана на гуманистических ценностях, миротворческих смыслах и общечеловеческих идеалах. Первый этап проекта, включавший в себя цикл мероприятий (https://mpgu.su/bez-rubriki/metodicheskoj-obrazovanie-institute/ ), прошел в октябре на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Конференция объединила представителей разных стран: России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Вьетнама, Китая, Сирии, Турции и др. Более 160 человек как в очном, так и в дистанционном формате приняли участие в мероприятиях просветительского, образовательного и научно-методического характера: пленарные и секционные заседания, телемост, мастер-классы, семинары, консультации, круглый стол. Участники мероприятий могли ознакомиться с выставкой просветительской, образовательной и научно-методической литературы, посетить музей МПГУ. В работе сессии приняли участи и представители СМИ.

Оргкомитет возглавила Колесникова Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета, зам. председателя выступила Чернышева Елена Геннадьевна, доктор филологических наук, доцент, директор Института филологии Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой русской классической литературы.

Конференцию открывало мероприятие, проведённое при сотрудничестве с зарубежными партнёрами: на базе Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка прошёл телемост «Актуальные проблемы русистики и современные технологии преподавания русского языка и РКИ». Приветственное слово проректора по научной работе Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка Позняк Александры Валентиновны, доктора педагогических наук, профессора предваряло доклады, связанные с обсуждением проблем научного и прикладного характера, направленные на внедрение и апробацию научных результатов, популяризацию русского языка, российского образования и культуры. В этот же день были проведены мастер-классы по актуальным вопросам русистики, лингвокультурологии, лингвопрагматики, лингвопоэтики, стилистике текста, методикам преподавания русского языка в образовательных организациях; культурно-просветительские встречи с учеными, представителями РАН и РАО, преподавателями вузов и школ России, авторами вузовских и школьных учебников по русскому языку и РКИ.

Пленарное заседание открыли приветствия ректора Московского педагогического государственного университета Лубкова Алексея Владимировича, доктора исторических наук, профессора, академика РАО, ректора Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка Жука Александра Ивановича, доктора педагогических наук, профессора, иностранного члена РАО. Алексей Владимирович отметил высокую научно-педагогическую значимость проекта, поздравил коллег с проведением знакового мероприятия в юбилейный для нашего университета год. Александр Иванович, поздравив коллектив со 150-летием, подчеркнул важность и ценность главной миссии проекта: продвижение русского языка и русской культуры. Напутственными стали слова директора Института филологии Московского педагогического государственного университета Чернышевой Елены Геннадьевны, доктора филологических наук, доцента, заведующего кафедрой русской классической литературы.

На заседании свои доклады представили Колесникова Светлана Михайловна (Россия), доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета, рассказав об уровнях взаимодействия русского языка с языками народов России,  Шмелев Алексей Дмитриевич (Россия), доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, профессор кафедры русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета, главный научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, чей доклад был посвящен способам разрешения конфликта при несоответствии узуса и кодификации. Связь филологии и искусственного интеллекта рассмотрела в своем выступлении Сидорова Марина Юрьевна (Россия), доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Успешно представлены и тепло приняты доклады коллег из Беларуси, Вьетнама, Казахстана[1]. Актуальным проблемам лингвистики, активным языковым процессам посвящены доклады Кустовой Галины Ивановны (Россия), доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и Чернейко Людмилы Олеговны (Россия), доктора филологических наук, профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Официальная часть мероприятия плавно перемежалась с неофициальной: во время кофе-брейков участники могли в неформальной обстановке познакомиться друг с другом и обсудить ряд проблем научного и прикладного характера, связанных с популяризацией русского языка и его преподаванием в разных языковых средах.

Темы круглого стола поддержаны и секционными заседаниями, охватившими широкий круг вопросов, входящих в сферу притяжения русистики. На секциях «Актуальные проблемы русского языка», «Современные технологии преподавания русского языка», «Языковая личность в контексте русской культуры», «Экспериментальная лингвистика» сложилась комфортная профессиональная атмосфера, в рамках научной дискуссии представлены многочисленные доклады участников. Значимым стало и создание преемственности научных поколений, передача опыта за счет привлечения к участию не только состоявшихся ученых, но и молодых исследователей (аспирантов и магистрантов).

В завершающий день мероприятия все участники могли присоединиться к научно-просветительской и духовно-просветительской экскурсиям («Лингвистическое наследие ХIХ-ХХ вв.» (Центр русского языка им. А.Ф. Лосева) и «Православная культура России» (Новодевичий монастырь, Храм Христа Спасителя, Кафедральный Богоявленский Собор, Свято-Троицкая Сергиева Лавра)). Здесь нельзя не отметить те связи, что столь значимы для русской культуры и истории. Ведь именно в Богоявленском Кафедральном Соборе был крещен Александр Сергеевич Пушкин, а с известным настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – святителем Филаретом Московским – Александр Сергеевич состоял в переписке.

По итогам работы можно без преувеличения сказать, что конференция объединила между собой людей, которые видят свою миссию, свое призвание в повышении интереса научно-педагогической общественности стран СНГ к русскому языку и истории и культуре, образованию на русском языке; к укреплению профессионального сообщества педагогов, преподающих русский язык и на русском языке за рубежом.  Можно говорить о безусловном выполнении основных целей проекта: выявлении актуальных технологий и методик работы преподавателей, обучающих русскому языку и на русском языке, определении когнитивных категорий, формирующих языковое сознание, способствующих формированию духовно-нравственных основ подрастающего поколения и укреплению национального самосознания.

[1] Маркелова Татьяна Викторовна (Россия), доктор филологических наук, профессор, первый проректор – проректор по учебной работе автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт современного искусства». Аксиологическая природа смеха в идиостиле М.Е. Салтыкова-Щедрина

Старичёнок Василий Денисович (Беларусь), доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. Ненормативная лексика и ее влияние на молодежную среду

Нгуен Тхи Тху Дат (Вьетнам), кандидат филологических наук, директор Ханойского филиала Института русского языка им. А.С. Пушкина. Преимущества многоязычия в жизни и сохранение родного языка (на опыте Вьетнама)

Благодарность

Посты в московских ТГ-каналах :

https://t.me/mskcity/3414

https://t.me/LikeMsk/2243

https://t.me/mskdigital/1332