Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

О проекте

Аннотация проекта

Под «образованием» в современной науке и практике понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Внимание современного общества и государства обращено на важность проблемы воспитания детей, требующей консолидации усилий различных институтов и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В 2020 г. в федеральное законодательство в сфере образования включена обязательность нормы разработки и реализации образовательной организацией рабочей программы воспитания, которая является частью основный образовательной программы на каждой ступени образования.

Основной целью проекта является научно-методическое и программное обеспечение разработки и реализации системы воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

Достижение заявленной цели требует проведения исследований в области  построения и функционирования системы воспитательной работы, ориентированной на детей с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью). Для этого необходимо изучение перспективных направлений воспитательной деятельности, анализ и интерпретация существующих воспитательных практик с учетом специфики развития детей с ОВЗ и с инвалидностью; изучение состояния системы воспитания детей с ОВЗ и с инвалидностью, реализуемой в образовательных организациях.

В рамках проекта с учетом утверждённой Правительством РФ Стратегии  воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и введенной в федеральное законодательство в сфере образования обязательности нормы разработки и реализации образовательной организацией рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации будет разработана Концепция воспитания детей с ОВЗ и с инвалидностью. Она основывается на обобщении и систематизации исследований и разработок в сфере воспитания детей с ОВЗ и с инвалидностью  и результатах мониторинга опыта деятельности образовательных организаций, представляющих не менее 7 субъектов Российской Федерации. Будут разработаны научно-методические рекомендации по внедрению концепции в воспитательную систему в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; методические рекомендации для педагогов и родителей.  Эти материалы послужат основной для разработки примерных рабочих программ воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих начальное общее образование, и примерных рабочих программ воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Полученные результаты проекта адресованы администрации образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, педагогам общего и дополнительного образования,  включающего детей с ОВЗ и с инвалидностью, специалистам психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций, специалистам центральных медико-психолого-педагогических комиссий, преподавателям педагогических вузов, студентам педагогических и психолого-педагогических специальностей, администрации, вожатым и педагогическим работникам оздоровительных лагерей, представителям родительских сообществ.

Результаты экспертно-аналитической деятельности (мониторингов) будут адресованы органам государственной власти.

Результаты исследований будут обсуждаться профессиональным сообществом,  транслироваться в научных публикациях, докладах на международных и всероссийских конференциях.

Аналитическая записка