Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

К 140-летию П.П. Блонского

Новости МПГУ

 

 

26 мая 2024 г. исполнилось 140 лет со дня рождения русского и советского педагога, философа, психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии, доктора педагогических наук, профессора 2-го МГУ Павла Петровича Блонского,

П.П. Блонский родился 14 (26) мая 1884 г. в Киеве, в семье мелкого чиновника. В доме преобладал дух труда и ответственности – в своих мемуарах ученый вспоминал: «С твердым сознанием, что я буду жить только на то, что заработаю, я рос и спешил как можно скорее начать зарабатывать. С 14 лет я уже давал уроки». Боль­шое влияние на мальчика оказала его бабушка – образованная, с сильным характером жен­щина. Посвящая ее памяти свою книгу «Философия Плотина» (1918), Павел Петрович написал: «Именно ей я считаю себя обя­занным основой всего хорошего, что только может быть во мне, и именно ее образ до последних дней моих будет наиболее сильным и отрадным вдохновителем моего лучшего “я”». В 1893 г. Павел Блонский поступил во Вторую классическую гимназию Киева и считался одним из лучших ее учеников, несмотря на то, что часто болел. В гимназии он интересовался «самообразованием, людьми и жизнью» (П.П. Блонский. Автобиография, 1961), что в дальнейшем привело к увлечению психологией и философией.

Окончив в 1901 г. гимназию с золотой медалью, Павел Блонский поступил в 1902 г. на историко-филологический факультет Киевского Императорского университета Святого Владимира. Студентом он посещал лекции и семинары известных профессоров философии А.Н. Гилярова и психологии Г.И. Челпанова. Под влиянием Гилярова Павел Блонский заинтересовался древнегреческой и римской философией. Работая на семинаре Челпанова, он увлекся философией Платона и в 1905 г. под руководством учителя подготовил работу «Проблема реальности у Беркли», за которую получил золотую медаль. В 1907 г. работа была опубликована в «Киевских университетских известиях». Студенческие годы Павла Блонского совпали с периодом революционного подъема. Уже с первого курса он участвовал в революционном движении и трижды был арестован. Впервые его арестовали в 1903 г. за революционную агитацию среди киевских железнодорожников, а в 1906 г. приговорили к ссылке, которую из-за «безнадежного туберкулеза» заменили высылкой из Киева и запрещением жить в больших городах. Университет П.П. Блонский окончил в 1907 г.

В 1907 г. Георгий Иванович Челпанов был приглашен на должность профессора в Московский университет, а в 1908 г. при его содействии переехал в Москву и Павел Блонский. Он поступил вольнослушателем на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал лекции известного русского философа Л.М. Лопатина. Став аспирантом профессора Г.И. Челпанова, он занялся психологическими исследованиями. Первые годы жизни в Москве были для молодого человека трудными, прежде всего в материальном отношении, поэтому, наряду с исследовательской он начал педагогическую деятельность. В 1910 г. Павел Блонский был оставлен на кафедре философии для подготовки к профессорской деятельности, в это же время начал работу в Университете имени А.Л. Шанявского, в котором были открыты педагогические курсы. Лекции Блонского приобрели большую популярность, последовали приглашения как в гимназии, так и на летние учительские курсы.

С первых шагов своей педагогической деятельности Павел Блонский начал изучать педагогическую литературу. Он ознакомился с трудами выдающихся русских и зарубежных педагогов: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Ф. Гансберга, Г. Шаррельмана, Д. Дьюи. Большое влияние на него оказали педагогические идеи Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского. В 1912-1916 гг. были опубликованы первые статьи П.П. Блонского в печати – в журналах «Вестник просвещения», «Вестник воспитания» и в других периодических изданиях. Успешно сдав в 1913 г. магистерские экзамены, Павел Петрович Блонский стал приват-доцентом Московского университета. В качестве темы магистерской диссертации он выбрал философскую концепцию Плотина. Однако защитить диссертацию не удалось – после Октябрьской революции ученые звания были отменены. Монография «Философия Плотина», в которой нашла отражение практически вся работа П.П. Блонского над магистерской диссертацией, вышла в свет в 1918 г. С этого же года он – профессор Московского университета. Кроме Московского университета, где Блонский читал курс современной философии и вел семинары по античной философии, он преподавал педагогику и психологию в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского и на Тихомировских высших женских педагогических курсах. Лекции профессора Блонского собирали полные аудитории.

С 1918 г. Павел Петрович Блонский – профессор педагогического факультета 2-го Московского университета (бывшие МВЖК, ныне МПГУ). Еще до революции 1917 г. в России стал усиливаться интерес к преподаванию дисциплин психолого-педагогического цикла, необходимых для подготовки учительских кадров. Во 2-м МГУ психолого-педагогическое направление развернулось в полную силу в 1920-1930-е гг. Деятельность П.П. Блонского в группе ученых на кафедре педагогики педагогического факультета под руководством заведующего кафедрой, выдающегося педагога Альберта Петровича Пинкевича была связана с разработкой проблем теории и истории педагогики в духе новой идеологии и подготовкой нового учителя. Вместе с П.П. Блонским на педагогическом факультете 2-го МГУ работали известные ученые Л.С. Выготский, Г.Г. Шпет, А.Р. Лурия. В 1920-е гг. П.П. Блонский увлекся педологией – наукой о ребенке, которая интегрировала медицинские, психологические и педагогические исследования. Но после постановления ЦК ВКП(б) в 1936 г., резко критиковавшего педологию, он был вынужден отказаться от этого направления.

С 1918 г. П.П. Блонский редактировал журнал «Трудовая школа» и ежемесячный журнал Наркомпроса «Народное просвещение», входил в редколлегию журналов «Социальное воспитание», «На путях к новой школе». В 1919 г. по поручению Коллегии Наркомпроса П.П. Блонский создал Академию социального воспитания (в 1924 г. была переименована в Академию коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской). Это было высшее учебное учреждение нового типа, предназначенное для подготовки преподавателей средних учебных заведений по педагогике, общественным наукам и политико-просветительной работе. Здесь же готовились организаторы народного просвещения. Павел Петрович Блонский был назначен ректором Академии (до 1923 г., затем, до 1931 г. был профессором). Помимо штатных преподавателей лекции в Академии читали Анатолий Васильевич Луначарский, Надежда Константиновна Крупская, Клара Цеткин и др.

Павел Петрович считал, что учащиеся Академии, кроме специальных знаний, должны получать общие сведения о культуре, технике, политике. Поэтому, наряду с изучением психологии и педагогики, студенты занимались ручным трудом по дереву и металлу, а также живописью и музыкой. При Академии были открыты детский сад и школа, в которых студенты могли приобрести практические навыки работы с детьми. Деятельность П.П. Блонского во многом пользовалась поддержкой первого наркома просвещения А.В. Луначарского. За годы существования Академия подготовила около 4-х тыс. работников просвещения, среди которых действительные члены АПН СССР И.Ф. Свадковский, Н.К. Гончаров, А.М. Арсеньев.

В 1922 г. по рекомендации Н.К. Крупской Павел Петрович Блонский стал членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУС) – участвовал в разработке учебных программ и в школьной реформе.

До 1925 г. он являлся основным разработчиком программ городских школ 1-ой ступени, составил первый советский учебник для начальной школы – хрестоматию «Красная зорька». П.П. Блонский принимал активное участие в общественной жизни нашей страны. В 1923 г. он был избран депутатом Московского Совета, а в 1924 г. стал членом правления Московского губпроса. Он являлся участником почти всех съездов и конференций по вопросам народного образования.

П.П. Блонский – автор более 200 работ. Среди них – монографии, экспериментальные исследования, учебники и методические рекомендации. С начала 1960-х гг. начали переиздаваться труды ученого по психологии и педагогике, которые входят в золотой фонд советской педагогики и психологии. Много работ издано на иностранных языках. Особого внимания заслуживают «Мои воспоминания» видного советского педагога, изданные в 1971 г. Большое место в них занимают воспоминания о раннем детстве, гимназических годах, событиях Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войне и работе в Государственном ученом совете. На основе воспоминаний можно проследить процесс становления мировоззрения автора, формирование его как педагога.

Последние десять лет своей жизни (1930-1940) Павел Петрович трудился в Институте экспериментальной психологии в Москве, где заведовал лабораторией мышления памяти, позже лабораторией мышления и речи и готовил кадры для советской науки. В 1935 г. за труд «Память и мышление» П.П. Блонский был удостоен звания доктора педагогических наук без защиты диссертации.

Последняя прижизненная публикация Блонского «Психологический анализ припоминания» появилась в 1940 г. в сборнике «Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии». Павел Петрович Блонский скончался 15 февраля 1941 г. от туберкулеза,  Похоронен на Новодевичьем кладбище (колумбарий на старой территории, уч. 2). В «Учительской газете» был опубликован некролог за подписью народного комиссара просвещения РСФСР В.П. Потемкина.

Соч.: «Курс педагогики. Введение в воспитание ребенка» (1916); «Задачи и методы новой народной школы» (1917); «Как организована школа в Западной Европе и Америке?» (1917); «Философия Плотина» (1918); «Трудовая школа». 2-е изд. Ч. 1-2 (1919); «Реформа науки» (1920); «Очерк научной психологии» (1921; «Современная философия», Ч. 1-2 (1918-1922; «Педагогика» (1922); «Азбука труда. Введение в трудоведение» (1922); «Педология» (1925); «Основы педагогики» (1925); «Трудные школьники» (1929); «Психологический анализ припоминания» (1940); «Избранные педагогические произведения» (1961); «Избранные психологические произведения» (1964); «Психология и желания» (1965); «Мои воспоминания» (1971).

 А.Ю. Кожевников, к.и.н.,

Дирекция изучения истории МПГУ

28 / 05 / 2024

Показать обсуждение