165 лет назад, 16 (28) августа 1853 года, в городе Грайворон Белгородской области родился Владимир Григорьевич Шухов – талантливый инженер и изобретатель, архитектор и учёный, член-корреспондент и почётный член Академии наук СССР, лауреат премии имени В.И. Ленина, Герой Труда.
После окончания школы в Петербурге, в 1871 году В.Г. Шухов поступил в Императорское московское техническое училище в Москве (ныне – Московский государственный технический университет – МГТУ имени Н.Э. Баумана). В 1876 году Шухов с отличием окончил ИМТУ, получив диплом инженера-механика. После поездки в Америку Шухов становится проектировщиком паровозных депо железнодорожного общества Варшава — Вена. Спустя два года (1878 г.) Шухов перешёл на работу в фирму инженера-предпринимателя Александра Бари, переехал в Баку, где фирма вела строительные и инженерные работы на нефтяных месторождениях. Здесь проявилась удивительная творческая энергия Шухова. Он стал автором проекта и главным инженером строительства первого нефтепровода в России. Заказчиком был финансовый гигант – фирма «Братья Нобель». Наряду с большими работами по проектированию и строительству последующих нефтепроводов Шухову приходилось решать задачи, возникавшие при добыче, транспортировке и переработке нефти. В 1878 году Шухов разработал оригинальную конструкцию цилиндрического металлического резервуара для хранения нефти. Через год нефть перестали хранить в котлованах. В 1879 году он запатентовал форсунку для сжигания мазута, после внедрения которой мазут стали использовать как топливо. В последующие годы были сделаны многочисленные новые разработки, в том числе созданы различные насосы для подъема нефти из скважин, изобретён эрлифт (газлифт), выполнено проектирование и строительство нефтеналивных судов и установок для дробной перегонки нефти. Была спроектирована первая в мире промышленная установка непрерывного термического крекинга нефти. Шухов стал автором и главным инженером проектов первых российских магистральных нефтепроводов. Примерно с 1885 года Шухов начал строить первые русские танкеры, спроектировал нефтеналивные баржи, которые имели наиболее приспособленную для течений форму, а также очень длинную и плоскую конструкцию корпуса. Монтаж осуществлялся с использованием стандартизированных секций на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове. Таким образом, Шухов внес значительный вклад в развитие русской нефтяной промышленности.
Когда в 1886 году в связи с созданием в Москве системы водопровода был объявлен конкурс, фирма Бари приняла в нем участие. Еще до этого Шухов, используя свой опыт в сооружении резервуаров и трубопроводов и применив новые модификации насосов, проложил водопровод в Тамбове. На основе обширных геологических исследований Шухов вместе со своими сотрудниками в течение трех лет составил проект новой системы водоснабжения Москвы.
В 1896 году Шухов изобретает новый водотрубный паровой котел в горизонтальном и вертикальном исполнении. В 1900 году его паровые котлы были отмечены высокой наградой – на Всемирной выставке в Париже Шухов получил золотую медаль. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов. Котлы были установлены на броненосцах «Князь Потёмкин-Таврический», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст». Талантливый изобретатель придумал несколько конструкций морских мин, платформ для тяжелых артиллерийских систем и поворотно-запорный механизм закрывания входа в морские доки.
В.Г. Шухов являлся изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций. Многим знакомы его монументальные произведения – стеклянные крыши и ротонды ГУМа и Петровского пассажа, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Киевского вокзала и многих других зданий и сооружений. И, самая знаковая – «Шуховская башня» на Шаболовке, сооружение которой вызывало всеобщий восторг. Алексей Толстой, вдохновлённый строительством башни, в 1926 году создаёт роман «Гиперболоид инженера Гарина».
В 1907 году, на участке Девичьего поля в Хамовниках началось строительство архитектурного комплекса учебных зданий специально для московских высших женских курсов (ныне – МПГУ). Главный аудиторный корпус Курсов строили два знаменитых зодчих – Сергей Иустинович Соловьев и Владимир Григорьевич Шухов. Шухов отработал технологию строительства металлокаркасных сводов стеклянной крыши и опор атриума главного корпуса МПГУ. 5 октября (по старому стилю) 1913 года, в день всеобщего почитания святителей Московских и всея России чудотворцев и тезоименитства наследника престола Российской империи Цесаревича Алексия Николаевича Романова состоялось открытие Главного корпуса.
Сегодня можно смело сказать, что изюминкой интерьера главного корпуса МПГУ является стеклянная крыша (световой фонарь) талантливого инженера В.Г. Шухова. Благодаря светоотражающей конструкции В.Г. Шухова, в ясный или пасмурный день в атриуме корпуса всегда светло без дополнительного освещения, а полностью стеклянный свод создает ощущение «легкости» большого пространства.
С 1918 года В.Г. Шухов был членом Государственного комитета нефтяной промышленности, а в 1927 году стал членом советского правительства. В 1928 году Шухов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, удостоен звания «Герой Труда», а в 1929 году стал почетным членом АН СССР. В том же году он становится членом Московского городского совета.
В последние годы жизни Владимир Григорьевич вел уединенный образ жизни и принимал только друзей и старых товарищей по работе.
2 февраля 1939 года Владимир Григорьевич Шухов скончался и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Выражаем надежду на то, что светлое имя выдающегося инженера и изобретателя не померкнет в веках, а профессорско-преподавательский состав, сотрудники и студенты нашего университета будут вспоминать Владимира Григорьевича не только добрым словом «под крышей дома» от Шухова, но и молитвенно!
В подготовке материала принимали участие:
Страхов В.В., проректор по развитию;
Алексапольская Е.М., заместитель начальника отдела по связям с общественностью
Центра маркетинга и коммуникаций;
Березин В.Ф., советник при ректорате МПГУ;
Борисов В.Ю., директор Музея МПГУ.