22 января 2016 года на базе ГБОУ СОШ № 1231 им. В.Д. Поленова (Директор: Тиунова Виктория Викторовна) прошли VIII Всероссийские Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами. В мероприятии приняло участие более 190 человек из разных регионов Российской Федерации.
Организаторами Всероссийских Педагогических чтений являлись Московский педагогический государственный университет, в частности, администрация и кафедры Института социально-гуманитарного образования, возглавляемого профессором, доктором экономических наук Мусарским Марком Михайловичем, общественный совет Научной школы Управления образовательными системами, Международная академия наук педагогического образования, НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры».
На Пленарном заседании были заслушаны следующие доклады:
1. Образовательно-исследовательское некоммерческое партнерство: перспективная форма сетевого взаимодействия. Воровщиков Сергей Георгиевич, д.п.н., профессор, академик МАНПО,действительный член Академии профессионального образования, председатель оргкомитета чтений.
2. О киберсоциализации человека и воспитания личности в XXI веке. Плешаков Владимир Андреевич, к.п.н., член-корр. МАНПО, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).
3. Индивидуальная образовательная траектория ребенка. Митин Михаил Иванович, консультант в сфере образования.
Работа проводилась в следующих секциях:
1. Ресурсы управления процессом становления личностных образовательных результатов. Руководители: Галеева Наталья Львовна, к.б.н., профессор кафедры УОС ФГБОУ ВО МПГУ (galeeva-n@yandex.ru), Нечаев Михаил Петрович, д.п.н., зав. кафедрой воспитательных систем ГБОУ ВО МО АСОУ.
2. Эффективные подходы к взаимодействию «школа-вуз» в условиях введения профессионального стандарта педагога.Руководители: Чечелева Вера Николаевна, к.ф.н., начальник Отдела организационно-методического обеспечения социально-образовательных проектов ФГБОУ ВО МПГУ (vn.checheleva@m.mpgu.edu), Вдовин Андрей Владимирович, директор ГБОУ Московский культурологический лицей № 1310.
3. Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики. Руководители: Цибульникова Виктория Евгеньевна к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВО МПГУ (vicki777@bk.ru), Ярулов Александр Анатольевич, д.п.н., профессор кафедры интерактивных технологий в образовании ГАОУ ВО МИОО.
4. Управление качеством образования: подходы и технологии.Руководители: Литвиненко Элеонора Владимировна, д.п.н., профессор кафедры ГБОУ ВО МО АСОУ (vvlitv@yandex.ru), Фоменко Ирина Анатольевна к.п.н., доцент, начальник отдела экспертизы деятельности образовательных организаций ГБОУ ВО МО АСОУ.
5. Терминологическая компетентность педагога как составная часть его управленческого профессионализма.Руководитель: Мижериков Василий Андреевич, к.п.н., старший научный сотрудник ГБОУ ВО МО АСОУ (migerikov@list.ru).
6. Нормативно-правовое обеспечение правового статуса участников образовательных отношений.Руководители: Болотова Елена Леонидовна, д.п.н., профессор кафедры УОС ФГБОУ ВО МПГУ (bolotovae@mail.ru), Чеха Вадим Витальевич, к.ю.н., начальник Управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества.
7. Новые подходы к подготовке кадров сферы образования.Руководители: Данилова Татьяна Николаевна, к.п.н., зав. кафедрой повышения квалификации НОУ ДПО НИСО (tndanilova76@gmail.com), Субочева Марина Львовна, д.п.н., заведующая кафедрой технологии и профессионального обучения ФГБОУ ВО МПГУ(subo4eva.marina@yandex.ru).
8. Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы. Руководитель: Заславская Ольга Юрьевна, д.п.н., профессор, начальник управления программ развития и аналитической деятельности ГАОУ ВО МГПУ (z.oy@mail.ru).
9. Развитиепрофессиональных компетенций педагогов образовательных организаций.Руководитель: Козилова Лидия Васильевна. к.п.н., доцент кафедры УОС ФГБОУ ВО МПГУ (lidiya-mggu@mail.ru).
10. Идеи Ю.А. Конаржевского в процессе модернизации российского образования (Дистанционное заседание Клуба Конаржевцев, г. Псков). Руководители: Давыдов Гарри Артемович, к.п.н., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ГБОУ ДПО ПОИПКРО (davidov58@mail.ru), Канаев Борис Иванович, д.п.н., Фомичева Людмила Кузминична, к.п.н., ректор ГБОУ ДПО ПОИПКРО.
Более подробную информацию см. на портале “МОЙ МПГУ”.
В программе секции “Ресурсы управления процессом становления личностных образовательных результатов” приняла участие Исайкина Ирина Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономической теории и менеджмента Института СГО ФГБОУ ВО МПГУ, Почётный работник общего образования РФ. Руководители секции: Галеева Наталья Львовна, к.б.н., профессор кафедры УОС ФГБОУ ВО МПГУ), Нечаев Михаил Петрович, д.п.н., зав. кафедрой воспитательных систем ГБОУ ВО МО АСОУ.
Доклад Исайкиной И.Ю. по проблеме ««Ресурсы эффективного проектирования траекторий профессионального роста и личностного развития преподавателя и студента педагогического ВУЗа в современных социокультурных условиях (из опыта работы)» вызвал глубокую заинтересованность, активное обсуждение заявленной темы участниками Чтений.
Ключевой идеей сообщения стало формирование у участников образовательных отношений научно-обоснованного подхода к проектированию разнообразных форм образовательной деятельности, связанных с формированием профессиональных траекторий, а также, путей и форм измерения их эффективности, в процессе проектирования, апробации и экспертизы организационно-технологических и содержательно-методических моделей в условиях высшей школы.
Также были представлены результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры ЭТиМ, возглавляемой профессором, д.э.н. Платоновой Е.Д,, по разработке программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в развитии профессиональных компетенций руководителя, членов административно-управленческого, педагогического персонала образовательной организации в области проектирования и организации социальных практик в условиях совершенствования практики сетевого взаимодействия в соответствии с ФГОС всех уровней и профессиональными стандартами (векторы преемственности формирования ОК, ОПК и ПК бакалавров и магистрантов и реализации профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».