27 марта завершился всероссийский открытый вокально-хоровой фестиваль-конкурс “О России петь”, посвященный 100-летию со дня рождения Г.В. Свиридова. Фестиваль проходил в течение пяти дней, с 23 по 27 марта. Мероприятие организовано музыкальным факультетом при поддержке ректората МПГУ.
Юбилейную дату русского композитора широко отмечает в этом году вся страна, и Университет также присоединился к этому празднику русской музыки.
Участниками фестиваля на этот раз стали не только студенты музыкального факультета МПГУ, но и студенты других высших учебных заведений, преподаватели музыкальных школ, солисты филармонии и музыкальных театров России.
Стоит отметить, что музыкальный факультет впервые провел фестиваль такого масштаба. Среди участников – гости из Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Нижневартовска.
Но главное – это формат события, который был не совсем обычным. Фестиваль задумывался не просто как очередность концертов, но еще и как конкурс музыкантов. Участники соревновались по трем номинациям: вокальное исполнение, хоровое дирижирование и концертмейстерское мастерство. В каждой номинации проходило по два отборочных тура (в номинации «хоровое дирижирование» прошло три отборочных тура), которые определили лауреатов трех степеней. В состав жюри каждой номинации вошли преподаватели музыкального факультета, а также преподаватели Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Примечательным событием фестивальной недели стала научно-практическая конференция «Творчество Г.В. Свиридова в исполнительской подготовке педагога-музыканта». Конференцию вела Елена Борисовна Долинская, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения.
«Что же главное в Свиридове? Свиридов – из тех гениальных мастеров, кто сумел заострить и вынести на первый план русское в русской музыке». Елена Борисовна с большим увлечением рассказала о фольклорных истоках музыки Свиридова, особенно о цикле “Курские песни”, ведь сам композитор – курянин. Как известно, он брал народные курские напевы, родные ему, и заключал их в очень искусную музыкальную рамку:
«Напевы настолько завораживали, что композитор не позволял себе их менять: как они звучали в народе, так они и вошли в сочинения Свиридова. Народные песни, изумительные по красоте, обладают какой-то внутренней экспрессивностью, драматизмом. Георгий Васильевич любовно преподнес слушателям венок из этих курских песен, как бы говоря: “любуйтесь, как это звучит в народе”»
«Не только студенты, но и мы, преподаватели, окунулись в эту атмосферу праздника, царившего на фестивале, глубоко прониклись духом великого композитора. Несмотря на то, что я давно знакома с творчеством Свиридова, я много нового открыла для себя», – поделилась впечатлением Любовь Михайловна Жарова, профессор кафедры «Музыкально-исполнительское искусство в образовании», член жюри.
О дирижерах
В номинации «хоровое дирижирование» проводилось три тура, которые включали в себя дирижирование, работу с хором и концертное исполнение.
Как же оценивать дирижерское мастерство? Главное, считают члены жюри, это насколько точно дирижер передает содержание, насколько он убедителен в показах штрихов. Ведь порой даже непрофессионалу заметно то, как человек раскрывает музыку. И действительно, дирижеру необходимо каждый раз заново проживать произведение, и притвориться, сфальшивить – просто невозможно, – хор откликнется той же фальшью в ответ.
Критский Борис Дмитриевич, доктор педагогических наук, член жюри: «Свиридовские произведения требуют, конечно же, высокого мастерства. Свиридов сложен своей многообразностью характеров, которые он воплощает, глубоким психологизмом. Его произведения просто бездонны в содержательном и образном смысле. Часто наши исполнители не доносят текст. Свиридов сам говорил, что его музыка рождается из единства слова и напева. А порой, слушая хор или сольных исполнителей, замечаешь, к сожалению, что половина слов “съедается”».
В номинации «хоровое дирижирование» лауреатом первой степени стал Черняев Сергей, лауреатами второй степени – Реннер Алеся и Гуторева Ксения.
«Хороших концертмейстеров мало»
Концертмейстер – это человек, без которого не может обойтись ни солист, ни хор. Это музыкант, которому зачастую приходится работать в «экстремальных» условиях: например, аккомпанировать «с листа» (другими словами, сходу). Награждая участников фестиваля, декан музыкального факультета, Павел Васильевич Анисимов, отметил: «Известно, что хороший концертмейстер – это восемьдесят процентов удачного выступления. И хороших концертмейстеров, на мой взгляд, меньше хороших пианистов».
Наталья Владимировна Богелава, председатель жюри в номинации «концертмейстерское мастерство», сказала, что такой конкурс концертмейстеров проводится в Москве впервые. «Я горжусь тем, что мне посчастливилось быть в составе жюри. Действительно, роль концертмейстера в жизни разных музыкальных коллективов велика». Наталья Владимировна очень любит свою профессию, и, обращаясь к участникам конкурса, она пожелала им творческих успехов, которые, по ее словам, невозможны без усердных занятий.
Дипломами “За лучшее исполнение произведений Г.В. Свиридова” были отмечены Виктория Агаркова и Чумичкина Надежда, студенты музыкального факультета МПГУ.
Финальным аккордом прозвучал концерт лауреатов на торжественном закрытии в Московском городском доме учителя, на котором выступили лауреаты и дипломанты с произведениями Г.В. Свиридова.
«О России петь» – такое название получил весенний фестиваль-конкурс. Это строчка произведения Г.В. Свиридова на слова И.Северянина:
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
Эти невероятно пронзительные и вместе с тем такие ясные и простые слова передают главное в творчестве великого русского композитора – его огромную любовь к Родине. Это же постарались передать участники смешанного хора.
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
«Говоря о Свиридове, мы затронули лишь малую часть его творчества. Мы поняли еще раз: какая же безграничная, какая же чистая русская музыка! И к этому роднику мы припадали всю неделю, для нас это большое счастье… На протяжении конкурсной недели я каждый день видел на нашем факультете заинтересованные лица студентов. Эта атмосфера подъема меня очень вдохновляла. Как жаль, что это все закончилось!..», – с сожалением заметил декан музыкального факультета, Анисимов Павел Васильевич.
Воодушевление, которое читалось в глазах участников и организаторов, говорило о многом. Например, о том, что такой фестиваль-конкурс – не последний, и что это – только начало. Начало, дающее надежду на то, что фестиваль станет доброй традицией и продолжит свое существование.
Евгения Нарайкина