Открыл заседание председатель Учебно-методического совета университета, первый проректор Виктор Павлович Дронов. Он подвел итоги работы УМС за 2019/20 учебный год и обозначил перспективные направления деятельности Совета в новом учебном году, среди которых – обновление содержания образования с учетом новых реалий, включающих усиление воспитательного компонента, применение дистанционных образовательных технологий. В своем выступлении В.П. Дронов подчеркнул важность продолжения экспертной деятельности Учебно-методического совета и рабочих групп при УМС.
Ключевыми вопросами повестки дня заседания УМС стали компетентностный формат государственной итоговой аттестации, принципы проектирования образовательных программ высшего образования приема 2021 года с учетом усиления воспитательного компонента, гармонизация теоретической составляющей и практической подготовки образовательных программ.
Людмила Александровна Трубина, заместитель председателя УМС, проректор по учебно-методической работе, обратила внимание членов УМС на особенности государственной итоговой аттестации (ГИА) в компетентностном формате. Подчеркнуто, что ГИА носит не просто междисциплинарный, но комплексный, интегрированный характер; итоговая аттестация нацелена на оценку готовности использовать приобретенные при освоении образовательной программы знания и практический практический опыт при решении задач профессиональной деятельности.
Особое внимание в своем выступлении Л.А. Трубина обратила на принципы формулирования тематик выпускных квалификационных работ. Отмечено, что темы ВКР должны соответствовать направлению и профилю образовательной программы, учитывать уровень получаемого образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, СПО), соответствовать современному состоянию и перспективам развития образования, науки, техники и культуры, носить практикоориентированный характер, содержать современный научно-терминологический аппарат. Выбранная тема ВКР и виды задач профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник (например, проектная, научно-исследовательская, методическая и пр.), определяют форму выпускной работы. Помимо традиционного академического исследования возможны проектные разработки (индивидуально или в составе группы) прикладных проблем, современные образовательные стартапы (разработки образовательных продуктов), творческие проекты и т.д.
Учебно-методический совет принял решение о создании рабочей экспертной группы при УМС по разработке методических рекомендаций по подготовке и проведению ГИА в компетентностном формате.
В рамках решения задач по усилению воспитательного компонента, гармонизации теоретической и практической составляющих подготовки выступили Людмила Степановна Подымова, зав. кафедрой психологии образования, и Тамара Ивановна Березина, зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования им. В.А. Сластенина.
Выступающие предложили для обсуждения принципы проектирования образовательных программ высшего образования 2021 года приема на основе усиления воспитательного компонента. Среди основных принципов выделены:
-целостность проектирования ОП на основе единства обучения, воспитания и развития студентов и учета основных факторов воспитания: социальная среда, собственная активность студента, оценка других;
-культуросообразность проектирования ОП – формирование личности студента на основе традиций и ценностей МПГУ, истории и культуры народов России;
-вариативность форм и методов взаимодействия студентов (между собой, с преподавателями, с окружающими людьми), обеспечивающая их максимальную включенность в воспитательный процесс;
-творческая самодеятельность, обеспечивающая активность студента в процессе социально-нравственного становления и самоутверждения в юношеском возрасте;
-событийность, позволяющая проектировать содержание воспитательного процесса, условия, методы, формы, средства воспитания вокруг одного большого события.
По результатам обсуждения было принято решение о создании рабочей группы при УМС по разработке методических рекомендаций по проектированию воспитательного компонента образовательных программ.
В «разном» Екатерина Александровна Балабаева, начальник Учебно-методического управления, проинформировала членов УМС об изменениях в нормативных документах в части практической подготовки обучающихся и необходимости обновления рабочих программ практик по образовательным программам СПО.
По итогам заседания оформлены решения, которые доведены до сведения членов УМС и размещены на сайте МПГУ.
Учебно-методическое управление