12-13 октября в Российской государственной детской библиотеке (РГДБ) прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения». В работе форума активное участие приняли сотрудники лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца кафедры психологической антропологии Института детства доценты Е.П. Арнаутова, Н.Л. Кондратьева, Е.С. Рычагова, старший преподаватель И.Н. Воробьева и студенты 3 курса факультета начального образования Ермишина Варвара и Попова Ида.
Мероприятие проходило при поддержке Министерства культуры РФ и Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению. РГДБ, как организатор конференции, создала оптимальные условия для масштабного разнопланового обмена и содержательного общения сотрудников районных и городских библиотек из всех уголков страны, социологов, культурологов, библиографов, психологов, музейных работников и представителей сферы дошкольного, школьного и высшего образования. Формат двухдневной конференции предусматривал пленарное заседание, работу четырех секций и две линейки мастер-классов.
На секции «Библиотека как образовательная среда» с докладом на тему «Библиотечное пространство как ресурс формирования компетентностей будущих педагогов» выступили Н.Л. Кондратьева и Е.С. Рычагова. Яркое и эмоциональное выступление студентов Варвары Ермишиной и Иды Поповой стало убедительной иллюстрацией результативности работы курсов по выбору «Игры малых форм в практике работы с детьми». В рамках секционной работы доклады преподавателей и студентов вызвали живой отклик и интересную дискуссию о стереотипах восприятия содержания работы библиотек в представлениях студенческой молодежи и молодых родителей.
И.Н. Воробьева и педагог ГБОУ «Школа № 534» Е.Г. Логиновой выступили с докладом «Библиотека как образовательное пространство для дошкольников и их родителей». Они представили интересные материалы своих исследований читательской активности современной семьи и опыт работы детско-родительского клуба «Библиоша».
Приятно отметить, что содержание конференции было пронизано духом ценностного отношения к книге и чтению как важнейшему фактору духовной жизни современного человека. Деловое многогранное партнерство сотрудников кафедры психологической антропологии с Российской государственной детской библиотекой способствует продвижению в сознании студентов как будущих педагогов ценности педагогической работы по присвоению юными и взрослыми читателями книжного пространства библиотек, находящихся, как правило, в шаговой доступности от них.
Попова Ида поделилась своими впечатлениями: «Вот мы и вернулись в так поразившую нас Российскую государственную детскую библиотеку. Оказывается, здесь не только проходят занятия с маленькими начинающими читателями, но и проводятся научные конференции, посвящённые чтению, библиотеке, книгам. Принять участие в таком событии было для нас честью, хоть мы немного и волновались. Было очень ценным то, что с нами делились своим потрясающим опытом педагоги. Слушая их рассказы о проведённой с детьми работе, мы задавались вопросом: «Ну почему же в наше детство так не было?! Как же хотелось бы в этом поучаствовать!» И действительно, можно только позавидовать тем детям, с которыми устраивают регулярные поездки в различные музеи и библиотеки, разыгрывают театрализованные представления, приглашают принять участие в различных играх и спектаклях. Удивительный проект был создан по созданию детьми вместе с родителями собственных аудио-книг. Ребята сами придумывают сказки, прорисовывают персонажей и обложку к диску, записывают свою историю и потом прослушивают. Восхищает фантазия и энтузиазм педагогов, придумавших и организовавших подобное. Нам как будущим педагогам стоит взять этот прекрасный пример на вооружение и стараться быть такими же инициативными и креативными, потому что ценность и польза от таких проектов огромна. Мы в свою очередь тоже поделились своим скромным опытом предыдущего посещения этой прекрасной библиотеки, от всей души поблагодарили тех, кто принимал нас в прошлый раз и были очень тронуты ответной реакцией на наши восторженные слова. Что-то мне подсказывает, мы ещё не раз сюда вернёмся, ведь здесь такой тёплый приём и восхитительная атмосфера!»