Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Адаптационная программа «Погружение в педагогику» в Институте детства: делимся впечатлениями

Новости МПГУ

13 сентября 2021 г. в Институте детства завершилась двухнедельная Адаптационная программа «Погружение в педагогику» для студентов 1 курса.  Руководство проектом осуществлялось и.о. заведующего кафедрой психологической антропологии, к.психол.н. Луизой Игоревной Адамян.

В течение этой недели мы анализировали нашу работу, собирали отзывы участников. Как же «Погружение» прошло в этом году?

Каждый год тема программы менялась и 2021 не стал исключением: он официально объявлен Годом науки и технологий, поэтому центральной линией, которая помогла выстроить содержание, были научные знания и технологические прорывы. В основу легла модель мироустройства В.И. Вернадского, его учение о ноосфере. Обучаясь в нашем корпусе на на «Юго-Западной», проходя по проспекту Вернадского, заходя в здание с портретом Владимира Ивановича на одной из стен, важно понимать, кем был этот великий ученый и какую роль он сыграл в понимании мира.

Главной идеей «Погружения» является не только знакомство студентов друг с другом, но и с университетом, его историей, выдающимися учеными, кафедрами, но прежде всего – знакомство со своей будущей профессией педагога, что возможно через деятельность, через встречи с яркими личностями, профессионалами своего дела, то есть с теми, кто Словом сподвигает на покорение профессиональных вершин. Каждый первокурсник должен был почувствовать, что поступление в МПГУ  – это одно из лучших событий в его жизни, та точка бифуркации, которая послужит началом становления профессиональной идентичности будущего учителя-дефектолога или учителя начальных классов.

Первая неделя с 1 по 4 сентября – Неделя знакомства – была посвящена формированию учебных групп, знакомству студентов Института детства друг с другом, формированию общего социокультурного пространства через освоение пространства университета, совместному выполнению студентами групповых работ, посвященных истории университета. Эту важную работу на себя взяли студенты старших курсов дефектологического факультета и факультета начального образования. Вводную лекцию об истории МПГУ прочитала экскурсовод музея МПГУ – ЭЛИНА АНДРЕЕВА ВОЛКОВА. Особое внимание в своем рассказе она уделила истории университета, который скоро отметит свое уже 150-летие, истории факультетов начального образования и дефектологического, а также тем великим ученным, которые внесли вклад в его становление и развитие.

Вторая неделя с 6 по 11 сентября – Неделя науки – была посвящена встречам со профессионалами из разных областей науки и культуры. Благодаря «Погружению» наши студенты познакомились с идеями В.И. Вернадского и тем количеством работ, которые он создал в течение всей жизни. Они узнали, какие возможности для образования открывают снимки Земли из космоса. Будущие учителя познакомились с деятельностью госпитального педагога и его ролью в жизни болеющего ребенка. На лекциях поднимался вопрос о том, что такое гражданская наука и какие проекты сейчас в ней реализуются.  Перед первокурсниками были развенчаны мифы о детях с ограниченными возможностями здоровья. Важной темой стало культурное многообразие нашей большой страны. Конечно, поднимался вопрос о специфике образования в цифровую эпоху и той роли, которую играют передовые технологии в работе с детьми с ОВЗ. Благодаря нашим гостям, студенты узнали о том, как можно говорить о науке, чтобы не было скучно, и как вовлечь школьников в создание научно-популярного журнала. А на завершающей лекции проекта наши ребята узнали о том, кто является прародителем наук искусств и ремесел (ответ: мамонт) и что такое природный синкретизм. Все эти вопросы звучали не случайно, они решали одну задачу: показать разные грани профессии педагога и того мастерства, которым он должен обладать.

В течение этих недель были прочитаны 10 актовых лекций:

6 сентября. Геосфера Науки о Земле – «Академик Вернадский: Царство моих идей — впереди!», «Изображения Земли из космоса: новые возможности для образования»

 7 сентября. Биосфера. Науки о жизни – «Госпитальная школа как поддержка жизни ребенка, находящегося на длительном лечении», «Биосфера. Науки о жизни. Как сделать науку о жизни живой?»

8 сентября. Ноосфера. Науки о человеке и обществе – «Особый ребенок в жизни современного общества», «Культурное многообразие России. Человек в контексте традиционной культуры»

9 сентября. Ноосфера. Наука и технологии – «Заменит ли учителя искусственный интеллект: образование в цифровую эпоху», «От идеи до реализации: внедрение передовых технологий в образовании»

 10 сентября. Ноосфера. Наука и искусство – «Как науку сделать популярной: о науке без звериной серьёзности», «Первобытный синкретизм или Мамонт как прародитель наук, искусств и ремесел».

Лекции были прочтены приглашенными специалистами, признанными в научном сообществе педагогами и учеными:

АКСЁНОВ ГЕННАДИЙ ПЕТРОВИЧ (кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии наук), известный биограф В.И. Вернадского;

ДОРОФЕЕВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (Руководитель департамента образовательных программ «Лоретт». «Лоретт» – группа компаний, деятельность которых ведётся в сфере инженерии наземных космических систем и работы с космическими снимками и геопространственными данными. «Лоретт» является резидентом инновационного центра «Сколково» с 2018 года. Основатели и сотрудники компании более 30 лет посвятили созданию технологий для приёма, обработки и использования изображений Земли из космоса. Уникальные продукты компании позволяют упростить, ускорить и удешевить приём данных со спутников в режиме реального времени. Важнейшей задачей команды «Лоретт» является образовательная деятельность;

ШАРИКОВ СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ (руководитель Проекта «УчимЗнаем», почетный работник общего образования РФ, PhD, профессор), основатель сети Госпитальных школ в России;

ДОЛУЕВ ИВАН ЮРЬЕВИЧ (кандидат исторических наук, руководитель программ регионального развития Проекта «УчимЗнаем»);

КОНДАКОВ АЛЕКСАНДР МИХАИЛОВИЧ (генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», д.п.н, член-корреспондент РАО);

СИДОРОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (врач-сурдолог, специалист в области аудиологии и слухопротезирования);

СОКОЛОВ ВЛАДИМИР  ВЯЧЕСЛАВОВИЧ (заведующий лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения, доценткафедры прикладной математики факультета информационных технологий);

ТАРАСЕВИЧ ГРИГОРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ (российский журналист, популяризатор науки, публицист, педагог. Основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера», членом Совета по науке и образованию при Председателе Государственной Думы Российской Федерации. Лауреат Национальной премии прессы «Искра» (2014));

ДЕЖУРОВ АРСЕНИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ (кандидат филологических наук, филолог-германист, писатель, искусствовед).

Лекции продолжались мастер-классами, мастерскими, которые проводили студенты, преподаватели не только кафедры психологической антропологии, но и наши коллеги и друзья с других кафедр, других факультетов и университетов. Для студентов дефектологического факультета за это время было проведено 31 мастерская, лабораторий, гостиных. В этом Событии принимали участие: преподаватели кафедры психологической антропологии: Адамян Е.И. (доцент., к.филол.н.), Адамян Л.И. (к.псих.н., доцент), Воробьева И.Н. (ст.преподаватель), Демакова И.Д. (д.п.н., профессор), Колосова Е.Б. (ст. преподаватель), Комарова Н.М. (к.псих.н.), Кондратьева Н.Л. (к.псих.н.), Конрад И.С. (к.филол.н., доцент), Кузьмина Е.Р. (доцент), Лосева Л. (ассистент кафедры), МурафаС.В. (к.псих.н., доцент), Никитина Л.А. (к.п.н.), Родина Н.М. (к.псих.н., доцент), Ростовская А.Е. (ст. преподаватель), Трифонова Е.В. (к.псих.н., доцент), Федорова Е.П. (к.псих.н., доцент); преподаватель кафедры анатомии, физиологии и  клинических основ дефектологии – Красноперова Н.А. (к.п.н., профессор); преподаватели кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе – Ловягин С.Н. (ст. преподаватель), Выгонская Г.М. (ст. преподаватель),  Самкова В.А. (к.п.н., доцент), Томаленко Т.В. (ст. преподаватель).

В проекте «Погружение в педагогику» Института детства в День «Геосфера. Науки о Земле» приняли участие преподаватели и студенты географического факультета, которые погрузили студентов в мир географического квеста, показывая, как можно вовлечь ребенка в изучение мира вокруг себя, как сделать географию интересной для ее изучения.

Проводили свои мастер-классы  студенты дефектологического факультета – Алиса Андреева, Григорян Кнарик, Рожкова Полина, Яковлева Валерия, Анна Дмитриевна Котлярова, Анастасия Каманина, Екатерина Долматова, Людмила Белоусова, Валерия Кирилловна Юрьева, Владислава Владимировна Дроздова, Заплатина Анна, Бодунова Ксения, Зиброва Наталья, Хорошильцева София, Зайцева Анна, Митрович Лиляна, Грачева Полина, Димова Алиса, Лозицкая Александра, Ткаченко Анастасия, Пестравская Виктория и студенты факультета начального образования –  Полина Михайловна Смирных, Соболева Елена, Ялина Анастасия, Шепенина Дарья, Литвинович Анна, Карпова Анна, Шевлякова Наталья, Филатова Екатерина, Иниятуллина Диляра, Мироненко Юлия, Иноземцева Елена, Сабурова Дарья, Честных Евгения, Кутахина Екатерина, Чемерега Анна, а также магистр филологического факультета МГУ, член Герменевтического клуба – Мария Аркадьевна Золотова.

В Погружении принимали участие сурдопереводчики – Гинзберг Ирина Алексеевна, Устратова Надежда Николаевна и Шаповалова Наталья Владимировна, которые помогали студентами с особыми образовательными потребностями содержательно включиться в работу лекций и мастер-классов.

Люди, которые помогали реализовать Погружение – Студенческий совет Института детства. Их задача была не только координация действий студентов, поиск «потеряшек», не знающих куда идти и кому обращаться, но и координация всех кураторов, которые работали над формированием учебных групп и их сплочением, проведением двухдневного треннинга на командообразованием. В течение этих двух недель над Погружением Института детства работали: Ракутина Анастасия, Иниятуллина Диляра, Леукин Данила, Ялина Анастасия, Долматова Екатерина.

Нашим студентам первого курса удалось окунуться в мир педагогической профессии через знакомство с настоящими педагогами, исследователями, учеными, для которых их профессиональная деятельность – это призвание.

Спасибо большое коллегам и студентам за то, что сделали эту программу фееричной!

Студенты делятся впечатлениями:

Захарова А., студентка 101 группы дефектологического факультета:   «В заключение я хочу сказать, обе лекции были очень интересные и познавательные. Я узнала много нового о великом ученом, который поразил меня своими идеями и огромными вкладами в науку. Теперь я думаю, а может быть,  у меня тоже есть какое-нибудь призвание, просто я еще не открыла это в себе?»

Макарова Н., студентка 101 группы дефектологического факультета: «В завершении своего рассказа, я бы хотела отметить, что, посетив эти лекции, я узнала много нового не только для себя, но и о себе! Так, я поняла, как лично мне интересно учение о биосфере. Ведь раньше я никогда не задавалась таким вопросом, но познакомившись с биографией В. И. Вернадского, я действительно задумалась о вечности жизни, о значимости биосферы как планетного явления. А после просмотра космических снимков, я в который раз убедилась, как много у нас возможностей для спасения мира! Даже я, не будучи профессиональным и опытным ученым, могу повлиять на состояние нашей планеты, главное, только захотеть. Спасибо большое за предоставленную возможность открыть новые стороны себя!»

Мурадова Г., студентка 101 группы дефектологического факультета: «После посещенных разных на первый взгляд лекций, но интересных между собой, я узнала, кто же такой Владимир Иванович Вернадский, что он был не только великим ученным и академиком. Так же у меня сформировались представления как можно работать с детьми с помощью изображений с космоса и что они представляют для развития ребенка. Подводя итог, я убедилась в том, что высказывание Нила Армстронга: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» подходит к описанию двух интересных лекций и доказывает, что, делая маленький шаг, мы можем перевернуть мышление детей и даже взрослого человека».

Гаджибиева А., студентка 101 группы дефектологического факультета: «В заключение хочется сказать: данные лекции стали для меня целой книгой рассуждений о мире и моем месте в нем. Я осознаю отчетливо, что выбрала для себя педагогический путь и все, что связано с воспитанием и обучением, как возможно и другие направления, – призвание для меня, а это значит, что все труды должны быть выполнены на совесть, также теперь мне окончательно понятно, как помочь нашей Земле и как объяснить ученикам важность поддержания природной красоты».

Попова А.А., студентка 103 группы дефектологического факультета: «Вот уже изо дня в день, благодаря погружению, мне удается узнать множество фактов, информацию совершенно в разных сферах науки… В первую очередь меня поразило то, что для деток с очень тяжёлой болезнью дают возможность чувствовать себя на ровне с остальными, преподносить им все красоты жизни в игровой форме, с особым подходом к каждому ребенку. Удивило также то, что, когда Иван Юрьевич вёл лекцию, он сказал, что посетил со своими коллегами огромное количество центров, в которых имеется госпитальная школа. Берёт гордость, когда узнаешь, что именно наш центр является ведущим. Да, порой в самой безвыходной ситуации стоит лишь верить в чудо. И из рассказов Ивана Юрьевича, это чудо поистине происходит с детьми».

Кирюшкина М.В., студентка 105 группы дефектологического факультета: «Могу сказать, что лекция, посвященная гражданской науке, оказалась одной из самых интересных тем. Эта программа очень важна современному обществу для продвижения образования и науки в целом. Сейчас в современных науках присутствует такие тенденции, как объединение нескольких наук воедино для достижения общих целей. Действительно, объединив силы нескольких направлений, можно добиться многих открытий и достичь немалых высот… Различные наблюдения за окружающим миром, исследование отдельных видов животных, экосистем могут значительно расширить уже известные данные в этих областях… Сейчас, гражданская наука (по мнению ABM) является одной из ведущих тенденций развития образования. Именно поэтому гражданская наука важна и нужна современному обществу».

Корзухина Д.С., студентка 102 группы дефектологического факультета: «Учиться на дефектолога было моей мечтой с 8 класса. За эти годы я смотрела много видео людей этой профессии, читала статьи, искала больше информации про то, чем я буду заниматься в жизни. На лекции Татьяна Александровна сказала, что жизнь детей с ОВЗ, которые занимаются со специалистами становится легче: дети с нарушением зрения могут хорошо ориентироваться в пространстве; дети с нарушением слуха, обучаясь в специальных школах чувствуют себя комфортно и другое. Я хочу стать по настоящему хорошим специалистом, чтобы помогать детям, делать их жизнь лучше».

Ходырева О.А., студентка 103 группы дефектологического факультета: «Когда неделя «Погружения» была в самом разгаре, я посетила две интересные лекции… Вторая лекция Алексея Сергеевича Обухова была очень насыщенной и оригинальной…Алексей Сергеевич очень много путешествует по нашей стране, потому что многие этнические, религиозные, языковые традиции сохранились в далеких от шумных городов селениях. Ведущий рассказал буквально всё о разных обрядах, быте, архитектуре и искусстве народов России. Так, после лекции мне захотелось поведать своим друзьям о богатстве и разнообразии культуры нашей необъятной Родины».

Ларюшина Ю.В., студентка 104 группы дефектологического факультета: «Прослушав лекцию В.В. Соколова и Е.Н. Сидоровой, я поняла несколько важных, на мой взгляд, идей. Во-первых, все без исключения должны иметь возможность получить образование и государство готово помогать, позволяя создавать или покупать за границей необходимую технику. Во-вторых, должны обучаться новые специалисты, чтобы оказывать помощь в обучении и развитии детям с ограниченными возможностями. Они должны уметь пользоваться специальными передовыми технологиями в обучении других, а так же, классы должны быть оснащены специальным оборудованием, для создания комфортных условий во время учёбы. И, в-третьих, наука должна развиваться, а имеющиеся на данный момент устройства должны совершенствоваться, чтобы помогать людям с ограниченными возможностями здоровья жить в комфорте и не ограничивать себя в возможностях, чтобы все могли добиваться своих целей».

Фролова В.Г., студентка 104 группы дефектологического факультета: «Из лекции, посвященной сетевой образовательной сети, мне стало известно об основных причинах необходимости непрерывного образования в современных условиях… На мой взгляд, цифровое образование прежде всего – важный элемент развития человеческой цивилизации. Возможно, через несколько десятков лет цифровое образование превзойдет свои предыдущие ступени развития, но на сегодняшний день, я считаю, что образование прошлых лет не лучше и не хуже настоящего, пока только развивающегося цифрового образования.… Мне кажется, мои будущие ученики должны будут обладать навыками создания, воспроизведения информации, а не только её получения, навыками грамотности и письма, умением работать в команде, но при этом не терять своей индивидуальности, уметь работать над собой и для себя…Могу предположить, что через 10 лет некоторые навыки, которые я определила для учеников, станут ненужными. Например, письмо в его традиционном варианте на бумажных носителях, потому что уже сейчас всё больше людей переходит к цифровым носителям информации, таким как компьютеры, а именно печати на клавиатуре…»

Кузнецова К.Э., студентка дефектологического факультета направления «Педагогическая антропология и психология воспитания»: «Конечно, в наше время очень важно популяризировать науку. Почему же? Я считаю, что благодаря этому школьники будут не пассивно потреблять ее, а активно принимать участие в развитии науки. Так, например, Григорий Витальеви рассказал нам про проект ЁГЭ, где не дети решают поставленную задачу, а создают их самостоятельно. Также важно то, что сейчас идет соединение науки и журналистики, придумываются все более креативные форматы, создается Всероссийский охват, школьников учат рассказывать о науке самостоятельно. Название “Кот Шрёдинберга” мне очень понравилось. Наименование носит очень интересный и креативный характер. Сразу хочется взять журнал и посмотреть, о чем же там пишут… Я бы наградила журнал за особую креативность и привлечение к издательству нового поколения».

 Михайлова В.С., студентка 102 группы дефектологического факультета: «Данная лекция произвела на меня огромное впечатление! Я никогда не видела настолько интересного и оригинального способа подачи материала! Во время встречи с лектором я пережила множество эмоций, таких как удивление, восторг, иногда непонимание происходящего, и многие другие… Я была поражена тем что, такая, казалось бы скучная информация про синкретизм, может быть настолько интересной при правильной подаче. Я наконец-то поняла значение этого термина (слияние несопоставимых образов мышления и взглядов, образующих условное единство)… Я узнала о себе много нового во время лекции, например то, что тема, о которой рассказывал лектор мне очень интересна. К примеру, меня заинтересовала тема мифологического синкретизма, поэтому сегодня я самостоятельно прочитала больше литературы на данную тему, хотя раньше считала мифологию очень скучной. Лекция Арсения Станиславовича была просто потрясающей!»

 

Текст и фото:

Л.И. Адамян

 

 

20 / 09 / 2021

Показать обсуждение