Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Как адаптируются дети с миграцией в истории семьи в школах Южного Урала

Новости МПГУ

Образовательные организации Челябинской области одними из первых включились в 2022 году в проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», который реализуется специалистами Московского педагогического государственного университета и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» при поддержке Фонда президентских грантов в более чем двадцати российских регионах. К ноябрю педагоги Южного Урала уже прошли большой путь по вхождению в проект: участвовали в серии вебинаров от МПГУ, делились авторскими методиками обучения русскому языку детей-инофонов, организовывали на своих площадках научно-методические семинары по обмену опытом языковой и социокультурной адаптации детей с миграционной историей семьи.

Очередной, очень важный этап проекта – диагностика детей-инофонов на уровень языковой подготовки и социально-культурной адаптации. Специалисты МПГУ проводят такую диагностику, апробируя материалы, разработанные в рамках выполнения НИР Министерства просвещения России «Научно-методическая разработка и апробация системы оценки уровня владения русским языком и дополнительной языковой подготовки несовершеннолетних иностранных граждан». Параллельно обучают учителей российских школ формам проведения диагностики, показывают примеры заполнения бланков и обработки полученных данных. Конечная цель диагностики – построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка-инофона, чтобы улучшить его образовательные результаты и владение русским языком как языком обучения, а также включить его в социокультурную среду российской школы.

С 23 по 25 ноября 2022 года диагностику с помощью специалистов МПГУ прошли более 270 обучающихся с 1 по 10 классы в двух школах Челябинска и одной школе Магнитогорска. Это МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Челябинска имени Зои Космодемьянской», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76 г. Челябинска» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Магнитогорска. Предварительные результаты говорят о том, что в этих школах вопросу обучения русскому языку детей-инофонов, их успешной интеграции в образовательный процесс уделяют большое внимание. В школах силами руководителей и педагогического коллектива созданы благоприятные возможности, чтобы прибывающие в регион дети не чувствовали себя в отстающих, чтобы в классах ощущалась атмосфера взаимопомощи и сотрудничества – как между педагогами и детьми, так и внутри многонационального детского коллектива.

Общим для всех школ региона является то, что в них прибывает все больше несовершеннолетних иностранных граждан, которые на родине в течение нескольких лет учились в школе на своем родном языке, причем не только в начальной, но и в средней школе. В основном, это выходцы из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, немного – из Армении. По прибытии в Россию большинство ребят вынуждены терять год обучения, их зачисляют повторно в класс на год ниже, чтобы дать возможность «подтянуть» русский язык до приемлемого уровня. Это важно даже для тех, кто учил в школе русский язык как иностранный – как в большинстве школ Центральной Азии. Педагогам школ, которые посетили специалисты МПГУ, в большинстве случаев удается за год не только вывести прибывших детей на уровень понимания ими предметов на русском языке, но также активно включить их в образовательный процесс и социальную жизнь в школе и за ее стенами.

Южноуральские города для проведения диагностики и встречи с педагогами посетили декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, зам. директора Института социально-гуманитарного образования МПГУ, к.и.н., профессор Елена Александровна Омельченко, зам. декана факультета, д.и.н., профессор Анна Александровна Шевцова, директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, к.филол.н., доцент Марина Александровна Кривенькая, ведущий специалист факультета, преподаватель РКИ Алистер Александрович Орлов. Наряду с общим благоприятным впечатлением от эффективной работы педагогов-уральцев, специалисты МПГУ получили много полезных сведений о методико-педагогических приемах работы с рассматриваемой категорией обучающихся, которые в каждой из трех школ имеет свою специфику.

Так, школа № 6 имени Зои Космодемьянской, которая является главной в городском проекте по созданию опорных школ по интеграции мигрантов в Челябинске, ведет масштабную работу по дополнительному образованию детей-инофонов, включению в процесс адаптации родителей, привлечению ресурса социокультурного пространства города, в том числе религиозных и общественных организаций и даже «Союза женщин Челябинска», которые взяли на себя работу с мамами семей мигрантов. Директор школы № 6 г. Челябинска Галина Анатольевна Ахметова уже не раз презентовала успешно развивающийся в городе проект «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды г. Челябинска»; на этот раз особое время было уделено знакомству преподавателей МПГУ с уникальным продуктом совместной работы школьников и педагогов школы – большой настольной игрой «Южный Урал, край, где мы живем». Большое впечатление также произвел презентованный школой проект «Кадетские игры», направленный на патриотическое воспитание обучающихся. Дети из семей мигрантов тоже участвуют в Играх, наравне с ребятами из кадетских классов, формируя так называемые «Интербригады».

Школа № 76 г. Челябинска не входит в городской проект «опорных школ», однако, столкнувшись с аналогичными проблемами, также стала самостоятельно искать возможности для дополнительной работы по обучению детей-инофонов русскому языку и их социокультурной адаптации. Многие дети, обучающиеся в этой школе, родились в России, многие приехали с родителями, а некоторым приходится, сопровождая семьи, ездить на родину и возвращаться в Россию вне зависимости от учебного графика. Это в значительной степени усложняет процесс обучения, поскольку за время отсутствия в России дети теряют приобретенные знания, педагогам приходится начинать все заново. Об этом со специалистами МПГУ рассказывала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Андреевна Борисова. В школе № 76 стараются найти наиболее подходящую траекторию для включения в образовательный процесс каждого из вновь прибывшего ребенка и очень ждут итогов проведенной специалистами МПГУ проведенной диагностики по всем видам речевой деятельности.

Школа № 66 г. Магнитогорска отличается тем, что в ней создана совершенно уникальная – фактически домашняя, с точки зрения внимания к прибывающим детям, атмосфера. Дети спокойно воспринимают имеющиеся проблемы, помогают друг другу, многие добровольно играют роль переводчиков, стараются не обогнать другого, демонстрируя свои достижения, а, наоборот, помочь одноклассникам. Педагоги учитывают фактор многоязычия детей, всячески поддерживают их, возлагая надежды на особые способности детей «переключать языковые коды» и приспосабливаться к меняющимся условиям учебы и жизни. Директор школы Дания Гибадрахмановна Королёва делает все, чтобы использовать ситуацию с большим количеством обучающихся детей-инофонов в качестве ресурса для развития школы, и верит, что и дети, и педагоги школы получают полезный опыт обучения, работы и взаимодействия в истинно поликультурной среде.

Специалисты МПГУ передали в школы Челябинской области более 25 килограммов учебно-методической литературы: учебники, пособия, методички, другие разработки Кафедры ЮНЕСКО и Факультета регионоведения и этнокультурного образования. На встрече с педагогами во всех трех образовательных организациях они делились опытом, внимательно фиксировали технологии и наработки школьных коллективов, отвечали на вопросы учителей. Результаты диагностики детей будут обработаны, проанализированы и направлены в школы вместе с рекомендациями. Надеемся, что партнерство школ, подкрепленное подписанием соглашений о сотрудничестве с исполнителями проекта, будет залогом стабильного успеха школ Южного Урала по интеграции в образование и социальную среду новых и будущих молодых граждан Российской Федерации.

 

М.А. Кривенькая

Е.А. Омельченко

 

29 / 11 / 2022

Показать обсуждение