30 ноября 2022 года в Институте педагогического образования Силиванги (Institut Keguruan dan ilmu Pendidican (IKIP) Siliwangi) в городе Чимахи (городской округ Бандунг) на Западной Яве состоялась Международная конференция по языковому образованию на тему «Грамотность и предпринимательство: возможности и вызовы сферы образования в цифровую эпоху». Конференция организована факультетом языкового образования института IKIP и командой Индонезийской программы изучения языков и литературы Силиванги. Участниками конференции в очном и дистанционном формате стали более 500 человек, большинство из которых – студенты и педагоги самых разных университетов Индонезии, а также международные эксперты.
По приглашению организаторов с ключевым докладом на пленарном заседании конференции выступила доцент кафедры ЮНЕСКО, директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ, член Союза переводчиков России, к. филол. н. Марина Александровна Кривенькая. В представленном на английском языке докладе «Региональный аспект концепции многоязычия: в поисках путей достижения ЦУР» она познакомила участников конференции с основными этапами становления общеевропейской концепции многоязычия, векторами ее трансформации в текущем тысячелетии, направлениями развития в контексте достижения целей устойчивого развития, с учетом регионального аспекта.
Приводя примеры территорий с разными моделями языкового пограничья, докладчик отметила, что опыт Индонезии в этом отношении очень интересен. Индонезия – вторая страна в мире по степени лингвистического разнообразия: на индонезийских островах представлены 10% всех языков, на которых говорят на планете. Соответственно, межкультурное взаимодействие разных групп, особенно с учетом их территориально-островного пограничья, представляет собой интересный феномен для выстраивания языковой политики государства. Родные языки – предмет особого внимания в Индонезии: изучение местных языков входит как обязательный предмет в национальную программу общего школьного образования.
На конференции обсуждался широкий спектр проблем, среди которых: инновации в обучении языкам и литературе, предпринимательство в сфере языкового образования, обучение языкам и литературе в контексте ЦУР, разные виды грамотности, бизнес-модели в обучении языкам, профессиональному письму, редактированию, развитие сферы переводческих услуг и другие. Наряду с российским на пленарном заседании прозвучали доклады экспертов из Японии, Индонезии и Малазии.
Особо хочется отметить прекрасную организацию конференции, масштаб которой не помешал внимательному отношению к докладчикам со стороны индонезийской команды. На протяжении всего подготовительного процесса в течение почти трех месяцев организаторы были в постоянном контакте с выступающими, подготовили интерактивные афиши, презентационные ролики, выпустили двуязычные материалы конференции. Предупредительность организаторов сочеталась с требовательностью в соблюдении всех правил проведения научного мероприятия и процесса публикации материалов. Так, обязательным условием для ключевых докладчиков было предоставлении полноценной статьи на индонезийском или английском языке до начала конференции. Строгое соблюдение регламента – также отличительная черта конференции, что с учетом разницы времени с Россией (конференция началась в 4 утра по московскому времени) было немаловажным.
Благодарим Институт педагогического образования Гунунгситоли за приглашение представителя МПГУ на международную конференцию. Надеемся, что вслед за Университетом Паджаджаран, с которым уже установились у МПГУ прочные отношения, Институт педагогического образования Силиванги станет следующим перспективным академическим партнером в Индонезии.
Сайт конференции https://pbsi.ikipsiliwangi.ac.id/sipb/
Сайт института IKIP Силиванги https://ikipsiliwangi.ac.id/
М.А. Кривенькая