28 ноября 2025 г. в рамках просветительского проекта Центра регионального сотрудничества МПГУ «Актуальный диалог: выработка новых подходов к пониманию и преподаванию дискуссионных социально-гуманитарных проблем» состоялась интерактивная лекция по теме «Музей как важный ресурс просвещения». Разговор проходил в студии Института развития цифрового образования, в смешанном формате, на базе платформы ВКонтакте.
Модерировал дискуссию зам. директора Центра регионального сотрудничества С.А. Засорин. Программную и яркую презентацию сделал А.С.Минаков, директор Дирекции изучения истории МПГУ, профессор РАО, доктор исторических наук. К трансляции подключились студенты Института истории и политики МПГУ, партнерских ВУЗов воссоединенных территорий: Луганского государственного педагогического университета, Донецкого государственного педагогического университета имени В.Ф.Шаталова (г.Горловка), Херсонского государственного педагогического университета, Азовского государственного педагогического университета. Вопросы студентов различных ВУЗов представили активно включившиеся в обсуждение магистранты МПГУ Е. Шенаева и В. Кравец.
Дистанционно в работе участвовала представительная делегация студентов и преподавателей Азовского государственного педагогического университета имени П.Д. Осипенко во главе с В.Н. Бруштуновым, зав. кафедрой истории и обществоведческих наук, доктором политических наук. Приазовские коллеги выступили с презентацией на тему: «Бердянский мемориальный комплекс как самый молодой музей России».
Студенты в студии и онлайн задали экспертам многочисленные вопросы, среди которых можно выделить такие, как:
- Из всех существующих направлений какие музейные профили наиболее востребованы сегодня?
- Способны ли современные историко-краеведческие музеи обеспечить углубление исторического образования и развитие исторического просветительства?
- Насколько сегодня полезны передвижные выставки музейных экспонатов?
- Какие функции музейной педагогики составляют текущий приоритет?
- Возможно ли увеличить интерактивный формат современных музеев?
- Достаточны ли электронные экспозиции существующих музеев?
- Оправдывают ли себя просветительские мероприятия на базе музеев: лекции, «круглые столы», дискуссии?
- Могут ли и должны ли музеи образовательных учреждений стать массовым явлением?
Развернутые суждения по этим проблемам можно найти в записи: https://vk.com/video802384549_456239045
Следующий «Актуальный диалог…» запланирован на 24 декабря 2025 г.









