«Артек» — это не просто место, а целая вселенная, где время измеряется не часами, а эмоциями: от первых лучей солнца над Аю-Дагом до вечерних костров под крымскими звёздами. В этом году легендарный лагерь празднует 100-летний юбилей, и за вековую историю он стал не только символом детства, но и настоящей школой жизни для вожатых. Почему сюда хочется возвращаться снова и снова? Как минуты, проведённые с детьми, превращаются в бесценный опыт на всю жизнь? Об этом — в откровенном разговоре с Ольгой Редькиной, магистранткой Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ, для которой «Артек» стал не просто работой, а местом, где открываются сердца.
– Ольга, расскажи, как ты попала в «Артек»?
– Представлять наш факультет в «Артеке» мне предложил руководитель практики — доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, к.пед.н Лидия Александровна Раздобарина. Мне множество раз представлялась возможность проходить практику в детских лагерях и участвовать в разных проектах благодаря этому преподавателю. С тех пор занимаюсь вожатством уже 4 года. Думаю, именно Лидия Александровна вложила в меня любовь к работе с детьми.
В «Артеке» я отработала вожатым три смены с сентября по ноябрь 2024 года в должности воспитателя. И когда поступило предложение поехать в «Артек», я с радостью согласилась.
– В 2025 году «Артеку» исполнилось 100 лет. Как ты считаешь, в чем секрет долголетия лагеря?
– Успех «Артека» заключается в его глубокой истории. Политика лагеря — бережное отношение к традициям и их передача из смены в смену. Легенды о «Пушкинском» гроте», «Адалларах» и, конечно, посвящении в Артековцы на горе Аю-Даг — особенные моменты для пионеров. По окончании каждой смены дети увозят домой множество незабываемых воспоминаний и хотят вернуться, чтобы прожить это вновь. Лагерь же этим и живет — пока туда приезжают юные мальчики и девочки.
– Есть ли у тебя любимый ритуал или традиция из «Артека», которую продолжаешь использовать в работе с детьми?
– Большинство традиций «Артека» очень локальны. Далеко не все из них уместны в других лагерях. Однако есть одна бытовая мелочь, которую я позаимствовала для своей дальнейшей работы. Она заключается в следующем: когда отряд приходит в столовую и садится на свои места, вожатые желают «приятного аппетита» своим детям, придумывая слово, которое их характеризует на данный момент дня. Например, на завтрак — это «самым БОДРЫМ детям 14 отряда желаем «приятного аппетита»!», на обед — «самым АКТИВНЫМ детям 14 отряда желаем «приятного аппетита»!». После вожатых дети также говорят слова благодарности, где они все вместе придумывают слово. Это отличный элемент на сплочение, который помогает уловить настроение отряда.
– Какой навык, приобретенный в «Артеке», стал для тебя самым неожиданным и полезным в профессиональной деятельности?
– Мой предыдущий четырехлетний опыт работы вожатым внес полное представление об особенностях этой профессии, поэтому что-то неожиданно новое я для себя не открыла. Скорее я качественно развивала уже имеющиеся навыки.
-Была ли в твоей артековской практике ситуация, которая заставила по-новому взглянуть на работу с детьми? Можешь поделиться этим опытом?
– Тот факт, что в «Артек» приезжают дети со всей нашей страны — и есть та самая ситуация. Общение с ребятами из отдаленных регионов стало интересным опытом для меня. Даже после смены мы продолжаем поддерживать связь, отправлять друг другу посылки по почте. Чувство, что твои дети «разбросаны» по всей стране не передать словами. Мы далеко друг от друга, но все равно вместе.
– Если бы нужно было одним предложением объяснить коллеге, в чем уникальность артековской педагогики, что бы сказала?
– Педагогика «Артека» основана на тех же принципах, что и в других детских лагерях. Отличительная черта именно «Артека» — высокий темп работы. Четкая организация детей, грамотное распределение времени и обязанностей лежит в основе благополучной смены. «Отряд — твой друг и вместе вы со всем справитесь, но, чтобы он заработал, его нужно сложить по кирпичику».
– Какое место в лагере стало особенным для тебя и почему?
– В «Артеке» множество интересных точек, где мы с детьми проводили время, но особенным для меня местом навсегда останется «Пушкинский грот». Это смотровая площадка, где мы с детьми вечерами проводили отрядный огонек. Там всегда была особенно теплая атмосфера, которая сопровождалась шумом моря и звездным небом.
– Вспомни самый яркий, может быть, даже забавный случай из артековской практики. Что это была за история?
Выступления на мероприятиях — это безусловно яркие воспоминания для отряда, но, на мой взгляд, для вожатых больше всего в душу западают бытовые моменты. Темп работы в «Артеке» — это бег с препятствиями, где порой приходится отрастить лишнюю пару ног. Например, чтобы не стоять в очереди на ужин после школы — нужно вернуться в лагерь первыми. Чтобы это сделать, надо первыми попасть в раздевалку, не перепутать куртки, после чего быстро собраться по парам перед школой и занять очередь в автобус. Также особое место в самых страшных кошмарах вожатых занимает «санитарный день», в который необходимо поменять всю форму, учитывая размеры одежды детей. В какой-то момент эти вожатские задачи мы с напарницей превратили в игру, где победа — это быть первым. Когда нам это удавалось, мы радовались, как дети. Наш отряд из раза в раз, наблюдая за нашей реакцией, заражался азартом. Так, желание «стать первым» стало общей мотивацией. С тех пор радостных моментов и маленьких побед было гораздо больше. В честь этого дети придумали для нас, вожатых, победные кричалки. Кричалка в мою честь звучала так: «О-ЛЯЯЯ,
О-ля О-ля О-лЯЯЯ,
Во-жатыеее ВПЕ-РЕД!».
– Какие три артековских приема работы с детским коллективом ты бы рекомендовала каждому молодому педагогу?
– Дайте возможность действовать детскому правительству. Ребята будут рады помочь в организации самих себя, нужно лишь создать атмосферу для этого — и отряд заработает, как часы. Также не бойтесь делегировать творческие задачи детям. В «Артек» приезжают невероятно талантливые ребята, поэтому можно не бояться доверить им подготовку номеров. Вместо того, чтобы ночью писать сценарий, доверьте это отряду, посколько сна у вас и так не будет практически всю смену. И, наконец, превратите бытовые задачи в праздник. Настройте детей на то, что прибытие в столовую первыми — это победа в эстафете. Зарядите их азартом, и тогда проблемы с организацией улетучатся.
– Кто из артековских наставников или коллег оказал на тебя наибольшее влияние? Чему у него научилась?
– Вожатые, которые приехали вместе со мной, стали крутым коллективом. Мы тепло общались и ежедневно обменивались опытом, поэтому сложно выделить кого-то одного. Из наставников на меня оказала большое влияние наш методист — Анастасия Довгаленко. Именно она помогала справляться с дневниками отрядов — девушка с особым терпением ежедневно отвечала на вопросы вожатых про документацию, всех выслушивала и помогала. Она навсегда в моем сердце.
– Если бы была возможность передать сообщение тем, кто только собирается в «Артек» впервые, что бы сказала?
– Приготовьтесь к самому длинному забегу в вашей жизни. Он будет длиться всю смену. Будьте готовы быстро действовать, импровизировать, и максимально полезно распределять время. Высыпайтесь на месяц вперед. Сна у вас будет мало. И, конечно, приготовьтесь к документации. Трудностей будет много, но вам их скрасят дети — они там действительно крутые.
Ксения Павлова,
Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования.
Дирекция креативных программ
#Артек100