В подготовке аспирантов, обучающихся по специальности 5.8.7. Методология и технология профессионального образования важной составляющей наряду с учебно-практической, научно-исследовательской является организация производственно-практической деятельности. Научно-педагогические кадры для системы профессионального и высшего образования – это специалисты, которые не только демонстрируют высокий уровень профессиональных знаний и умений, но и осваивают опыт работы со студенческой аудиторией. Именно поэтому аспиранты кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой занимаются разработкой учетно-дидактических материалов и проводят, а для многих это первый опыт) занятия у студентов бакалавриата и магистратуры института социально-гуманитарного образования.
Занятия проводятся по инициативе преподавателей кафедры профессора Шкляровой Ольги Анатольевны и доцента Савенковой Елены Викторовны. Первоначально аспиранты ознакомились с рабочими программами учебных дисциплин, изучили содержание тем и учебно-методические ресурсы и только затем определились по какой теме и какое занятие они готовы разработать и провести. Так по дисциплине «Психолого-педагогические основы образовательной деятельности, включая обучение, воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями» аспиранты провели несколько семинарских и практических занятий для студентов 5 курса бакалавриата, обучающихся по программе «Обществознание и право», направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями. Аспиранты Васильев Юрий Николаевич, Ван Синьцэ, используя информационно-коммуникационные технологии организовали активную творческую работу студентов по теме «Этико-методологические аспекты обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями с применением ИКТ». В процессе занятий студенты были увлечены обсуждением актуальных вопросов реализации инклюзивного образования, этических норм управления образовательным процессом и сопровождения учебно-познавательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. Групповая работа с кейсами, заполнение интеллект-карты, обмен мнениями позволил студентами не только освоить профессионально значимые знания, но и приобрети определенные ценностные установки, опыт командной работы. Аспиранты Ван Юаньхуэйцзэ, Хао Синьюэ, Юй Вэй для проведения занятий студентов 5 курса бакалавриата, обучающихся по программам «Обществознание и право» и «Обществознание и основы мировых религий» направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование выбрали тему «Современные технологии в образовании и сопровождении детей с особыми образовательными потребностями». Особый интерес у студентов вызвало осуждение того, как организована работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями в Китае.
Аспиранты Кожухов Сергей Владимирович, Ли Синьжуй, Чэнь До, Ян Айцзя провели занятия по дисциплине «Управление персоналом в образовательной организации» у студентов 2 курса, обучающихся по программе магистратуры «Менеджмент в образовании», направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Выбрав и согласовав тему для проведения занятий, начинающие ассистенты преподавателя стали активно готовиться. Программой предусмотрены 4 часа семинарского и практического занятия по теме «Управление развитием кадрового ресурса в образовательной организации». В начале аспиранты внимательно изучили ресурс дисциплины в ИнфоДа, обсудили, какие педагогические и образовательные технологии мотивируют и поддерживают активность студентов. Рассмотрели, как обеспечивается формирование заявленных в программе планируемых результатов, и что способствует их совершенствованию, закреплению, какие педагогические приемы эффективны в организации практической, самостоятельной работы в аудитории.
Каждый, даже очень опытный преподаватель университета, знает, что успех занятия во много зависит от грамотно разработки и подготовки необходимых дидактических материалов, направленных на активизацию учебной деятельности студентов.
В процессе проектирования каждого учебного занятия мы обсуждали с аспирантами особенности организации обучения на уровне профессионального образования, затрагивали вопросы педагогических рисков, управление которыми – неотъемлемая функция и задача преподавателя. Первое, о чем говорили – об актуальности контекстного обучения и целенаправленном внимании к формированию профессионального менталитета будущих специалистов в области образования. Второе, что решалось в процессе подготовки занятия – как правильно выбирать тактику учебного занятия и какие учебно-дидактические материалы будут доступны, понятны студентами, что позволит на высоком уровне освоить профессионально значимые компетенции. Именно для поддержки максимальной активности аспирантами были разработаны презентации и подготовлены задания, которые позволили студентам на протяжении каждого занятия активно участвовать в работе.
Не сомневаемся, что полученные студентами знания достаточны для успешного прохождения промежуточной аттестации! Хороший опыт и для аспирантов и для студентов!