27 августа, начиная с 2001 года, отмечается День российского кино — праздник кинематографистов и любителей кинематографа.
В этот день в 1919 году был принят декрет Совета народных комиссаров РСФСР о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения.
В России премьера первого фильма прошла 15 октября 1908 года. Это была картина «Понизовая вольница» Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень» и длилась она всего семь минут.
А уже через три года, в 1911 году, компания по производству и прокату кинофильмов «Торговый дом Ханжонкова» «по высочайшему соизволению» Николая II сняла очень сложную по тем временам картину «Оборона Севастополя» с натурными батальными сценами. Тогда же в России зажглись настоящие звезды экрана — Вера Холодная, Владимир Максимов, Иван Мозжухин.
После Октябрьской революции 1917 года прозвучали знаменитые слова Владимира Ленина: «Важнейшим из всех искусств для нас является кино». Это стало мощным толчком для развития киноиндустрии.
Первый отечественный полнометражный фильм вышел уже при советской власти, в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. Примечательно, что в чёрно-белом фильме восставшие матросы поднимают над «Потёмкиным» красный флаг, что производило большой эффект на зрителей. На этих 108 кадрах знамя было выкрашено вручную! Картина получила золотую медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже.
Звук появился в советском кино в 1931 году — в фильме «Путёвка в жизнь» Николая Экка.
Ученик Сергея Эйзенштейна — Григорий Александров, которого и сейчас помнят и уважают за фильмы «Весёлые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» — стал, по сути, официальным королём комедии 1930-х годов, а его жена Любовь Орлова — главной звездой советского экрана.
После Великой Отечественной войны, в конце 1940-х годов, развлекательный спектр в отечественном кино резко сузился — снимались эпопеи о революции и войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва»), историко-биографические повести о полководцах («Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков»), об учёных («Жуковский», «Пржевальский») и деятелях искусства («Белинский» и «Композитор Глинка»).
Хрущёвская «оттепель» способствовала выходу не только артхаусных лент Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова («В огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и развлекательных, моментально расходящихся на цитаты. Это, например, фильмы Леонида Гайдая («Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы»»), Георгия Данелии («Я шагаю по Москве»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!»).
В 1970-1980-е годы нередко выдающиеся фильмы подвергались цензуре и выходили минимальным прокатом («Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа). Но в те же годы были сняты такие шедевры, как «Калина красная» и «Печки-лавочки» Василия Шукшина, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Пять вечеров» Никиты Михалкова,
В 1935 году в Москве состоялся Советский кинофестиваль, который в 1959-м был возобновлён как Московский международный кинофестиваль. Он проходит и сейчас и является вторым из старейших мировых кинофорумов.
В целом в СССР ежегодно снималось до 200 художественных лент. А вот после распада Советского Союза, в 1990-е годы, в силу экономического кризиса финансирование кино практически сошло на нет.
В настоящее время в России работает около 40 киностудий. Одни из самых крупных — «Мосфильм», «Ленфильм», Киностудия им. М. Горького. Ежегодно снимается более 100 фильмов. В кассовых сборах доля российского кино составляет порядка 30%.
В МПГУ с апреля 2023 года работает Центр кинопедагогики и медиакультуры (ЦКПиМК), созданный для координации работы Университета в сфере кинопедагогики и формирования у обучающихся патриотических и гражданских позиций посредством киноискусства.
Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков в рамках кинолектория регулярно проводит лекции-беседы, посвящённые выдающимся мастерам кинематографа.
Мы поздравляем всех любителей и, конечно же, причастных к созданию прекрасного!