Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Бессмертный полк МПГУ: Жаров Тимофей Климович

Новости МПГУ

Директор Музея МПГУ В.Ю. Борисов о своем предшественнике – ветеране войны и директоре Музея истории МПГУ (2002-2013) Тимофее Климовиче Жарове.

Тимофей Климович родился в 1921 году в деревне Ново-Маячка, Цурюпинского района Херсонской области Украины. В 1938 году поступил на 1 курс факультета русского языка и литературы МГПИ им. В.И. Ленина. В 1939 году были отменены все отсрочки от призыва в армию. «В ноябре я и многие мои сокурсники со второго курса педагогического института были призваны в армию».

В ряды Красной армии Т.К. Жаров был призван Херсонским горвоенкоматом и направлен для прохождения воинской службы в г. Витебск в 457-й артиллерийский полк РГК (резерв главного командования), который в мае 1940 года был передислоцирован в г. Кутаиси Грузинской ССР. В мае 1941 года после окончания полковой школы младших командиров Т.К. Жарову было присвоено воинское звание младший лейтенант с направлением на должность командира взвода в Приморскую армию РККА (г. Одесса).

Из воспоминаний Т.К. Жарова: «В 1939 году нас готовили по сокращенной программе для финской кампании. В то время граница с Финляндией проходила в 50 км. от Ленинграда, и в случае войны город мог быть взят за одни сутки. Несмотря на многочисленные переговоры с правительством Финляндии о переносе границы от Ленинграда на несколько километров за счет передачи Финляндии других территорий СССР, маршал Маннергейм категорически отверг это предложение. Началась война с Финляндией. К счастью, обе стороны быстро поняли, какой может оказаться эта война по своим масштабам, и в мае 1940 г. было заключено перемирие на условиях Советского Союза. Наш полк только прибыл на Карельский перешеек, и война закончилась».

Начав службу в рядах Красной Армии в 1939 году, Тимофей Климович закончил военную службу только 1950 г., так как после Войны он в числе советского представительства в Германии работал по демократизации немецких школ, освобождая народ от веяний идей нацизма и фашизма.

После окончания курсов младших командиров в мае 1941 года Т.К. Жарова должны были демобилизовать, но судьба распорядилась иначе.

Тимофей Климович делился со мной воспоминаниями о предвоенном времени: «Мы не понимали, почему нас не демобилизуют. Мы все хотели вернуться к своим родным домой. Мы честно отслужили свой призыв».

Тимофей Климович встретил Великую Отечественную войну в составе Приморской армии в г. Одессе. Служба срочная перешла в службу по зову Родины.

В составе морской пехоты Т.К. Жаров участвовал в обороне Одессы с 5 августа 1941 года: «Штурм был настолько яростным, что приходилось ходить в атаку. Видя черные бушлаты, немцы убегали. Они называли нас “черная смерть”».

Во время обороны Одессы Тимофей Климович успел послужить и на торпедных катерах: «Наш командир капитан-лейтенант 573-го торпедного катера был очень опытным командиром. Он всегда умел найти выход из самого сложного положения. В течение ночи иногда было по пять-шесть боевых выходов для обстрела вражеских береговых укреплений».

О битве за Одессу Тимофей Климович говорил так: «За сутки враг мог производить до 800 самолетовылетов. Каждые 15-20 минут на защитников города сыпались авиабомбы. Молодые ребята на глазах становились седыми как лунь от нервного истощения и постоянного напряжения сил».

30 сентября 1941 года был дан приказ командования об эвакуации войск из Одессы в Севастополь. «Так, я попал в город русской славы – Севастополь. Мы дали клятву отомстить врагу за поруганную красавицу Одессу».

Севастопольский оборонительный район был один из самых укрепленных мест в мире. «Наш полк защищал Мекензиевые высоты, Бельбек, Камышлы. Я был в 841-ом отдельном батальоне связи командиром взвода, так как хорошо знал морскую морзянку и рации, которые были на катерах в Одессе. В одном из боев я был ранен осколком мины. Осколок попал в левый висок, и я навсегда лишился слуха на левое ухо. С осколком в виске я прошел всю войну».

Мне запомнился яркий эпизод из рассказа Тимофея Климовича: «Стояла жара от постоянных боев, была теплая погода, но солнечные лучи не могли пробиться сквозь облака черного дыма горящего города. Немцы разбомбили коммуникации Севастополя: не хватало еды, не было воды. Мы видели, как с гор текли ручьи с грязной водой, на поверхности которых была кровавая пленка. Мы не знали чья была эта кровь: животных или солдат – в горах шли бои. Разгребая руками эту кровь, мы жадно пили эту грязную воду, утоляя жажду. Наша цель была выжить и отстоять город. Мы достигли эту цель».

После Севастополя был Кавказ: Марухский и Клухорский перевалы.

49-й гитлеровский горный стрелковый корпус, специально натренированный в высокогорных районах, начал наступление в направлении Кутаиси и Сухуми. В 20-х числах августа 1942 года гитлеровцы захватили Клухорский и Марухский перевалы: «Наш 810-й полк 394-й стрелковой дивизии получил приказ занять перевал. Мы выступили утром и уже вечером подошли к перевалу. Даже природа была против нас. У немцев были теплые куртки и ботинки, а у нас – шинели и кирзовые сапоги. Правда, в ноябре нам дали ватные брюки, телогрейки. Если бы наша дивизия опоздала на одни сутки, то немцы были бы в Сухуми, а там, в Баку – горючее для танков и самолетов, но этого не случилось, хотя немцы уже были на южной стороне перевала. Наши подразделения заняли оборону по ущелью выше водопада и держались там до прихода подкрепления. Полк получил технику и пополнение, в достатке были продукты. Дали теплые полушубки, валенки, шапки и башлыки. Самое тяжелое было тогда, когда взошли на перевалы, где вечные льды и снега. Дышать было тяжело из-за разряженного воздуха. Дули нескончаемые ветры, неся пургу и занося щели и расщелины гор. Первые дни шинели и пилотки не грели, но солдаты приспосабливались и находили любую одежду, чтобы согреться. Мы провели на Марухском и Клухорском перевалах с августа 1942 г. по январь 1943 г. Много солдат и офицеров погибло не только от вражеских пуль, но и от провала в невидимые щели. Было много обморожений».

В связи с обороной кавказских перевалов, мне запомнился еще один рассказ Тимофея Климовича: «Тяжесть горных переходов усугубляли постоянные авианалеты вражеских самолетов, сбрасывавших на наши головы килограммы бомб. Как они узнают наши дислокации? – задавались мы вопросом. Из наиболее уцелевших солдат мы сформировали разведку и направили их к подножиям гор с целью узнать, что выдает наше местоположение. Каково же было наше удивление, когда разведка донесла – предательство. Некоторые местные жители на земле выстилали белье и вещи в виде стрелок, указывающих на наши позиции. Эти стрелки были хорошо видны с воздуха».

Далее были освобождение Кубани, Украины, Бессарабии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии.

9 мая 1945 года Т.К. Жаров встретил в Австрии.

В 1946 году Политуправлением Красной армии Т.К. Жаров был направлен в Германию в город Лейпциг – работать в советской средней школе, там он встретил свою будущую супругу. С 1948 по 1950 годы Тимофей Климович работал по демократизации немецких школ в городах Саксонии и обучался заочно в МГПИ им. В.И. Ленина на факультете русского языка и литературы.

Т.К. Жаров работал в МГПИ им. В.И. Ленина, в Главном управлении высшими учебными заведениями Министерства просвещения РСФСР. С 2002 года и до последних дней жизни Тимофей Климович руководил Музеем МПГУ. В течение многих лет он рассказывал школьникам, студентам и преподавателям о войне. Как человек, видевший войну своими глазами, он делился воспоминаниями с подрастающим поколением, донося до них правду о войне, о ее жестокостях, о подвигах советского народа, не уставая повторять о том, что задача всех будущих поколений – не допустить повторения подобного. Не стало Тимофея Климовича в 2013 году.

Т.К. Жаров награжден орденом Красной звезды (19.11.1943), орденом Отечественной войны I степени (06.04.1985) и II степени (10.10.1944); медалями: «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», «Медаль Жукова», «300 лет Военно-морскому флоту», памятной медалью «Патриот России», семью юбилейными медалями; знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Отличник народного просвещения СССР».

04 / 04 / 2020

Показать обсуждение