Евгения Ильичева, студентка 3 курса Института изящных искусств, поделилась своими впечатлениями о летней педагогической практике в детском оздоровительном лагере “Большое Приключение” (Республика Карелия, Муезерский район, пос. Тикша).
Евгения, расскажите немного о самом лагере. Почему «Большое Приключение»?
Основа программы “Большого Приключения” – многодневное путешествие. Ребята отправляются в поход: идут пешком, сплавляются по воде, передвигаются на велосипедах. Участники лагеря учатся думать и действовать самостоятельно. Дети получают настоящую радость, работая в команде и добиваясь поставленных целей и задач. Кроме того, всем предоставляется возможность проявить свои силы и способности, научиться заботиться о других и не пасовать перед трудностями.
Какие навыки могут получить ребята, которые приезжают в лагерь?
Походный туристический лагерь “Большое Приключение” обучает детей навыкам, необходимым для всех случаев жизни. Начиная от приготовления пищи и заканчивая умением сотрудничать и договариваться с другими, работать в команде.
Женя, как получилось, что именно этот лагерь ты выбрала местом своей практики?
Я познакомилась с лагерем в 13 лет, и на протяжении шести лет посещала летние и зимние смены. Во время множественных туристических походов я настолько прониклась душевной атмосферой лагеря, что когда встал вопрос о выборе места прохождения практики, то сразу подумала о нём и решила непременно ехать в Карелию.
Как ребята, которые приехали в лагерь впервые, переносят походные условия и все трудности, связанные с активным отдыхом?
Все участники лагеря проходят инструктаж на основной базе, там же ребят и обучают основным навыкам выживания в дикой природе. Важно отметить, что маршрут проходит через озера Карелии. Часть маршрута участники проходят пешком, а остальную часть – по воде. Поэтому необходимо научить детей правильно затягивать рюкзак – так, чтобы вес распределялся на бедра, а не на плечи. Особое место занимает обучение участников управлению катамаранами для водного туризма. И самое главное – это правила безопасности и оказания первой медицинской помощи, все дети проходят инструктаж. Дети обеспечиваются всем необходимым снаряжением высокого качества. Занятия на воде и верёвочных курсах проводятся с соблюдением правил страховки и в специальной экипировке (касках, спасательных жилетах, страховочных обвязках и т.п.).
Женя, расскажи, а как же организовано питание в лагере? Неужели ребята сами занимаются приготовлением пищи?
Да, дети в этом лагере учатся самостоятельности и взрослеют. Особое внимание уделяется организации питания. Разрабатывается специальный план, который позволяет сохранять физические силы, чтобы продолжать путешествие. Приготовление пищи также становится задачей ребят, которую они выполняют под чутким руководством инструкторов. В первый день формируются отдельные пакеты с набором продуктов на каждого ребенка. При этом в наборах есть основные и дополнительные продукты, которые не являются обязательными для ежедневного потребления.
У наших участников всегда есть выбор, что именно приготовить сегодня. Не смотря на имеющийся план питания, дети могут творчески подходить к процессу приготовления еды. Контролем потребления и расхода продуктов также занимаются сами ребята. Самый ответственный из детей назначается «завхозом», он и выдаёт ежедневный рацион участникам похода.
Женя, расскажи о своих творческих находках в приготовлении еды во время похода. Что с ребятами вкусненького получилось приготовить?
Мы готовили блины! Это были особенные блины – без молока и яиц! Поэтому первый блин, как говорится, был комом. Тесто изначально получилось слишком жидким и только после того, как мы улучшили рецепт, у нас получились хорошие походные блины!
А когда настал долгожданный момент, ребята с удовольствием уплетали один блин за другим, поливая его акациевым мёдом, который они специально сберегли для этого случая. От результата все были в восторге! Таким образом, дети научились творчески мыслить и искать нестандартные способы приготовления привычных блюд.
Что тебе запомнилось из всех событий за время практики?
Ребята из моей группы не только общались, помогали и поддерживали друг друга, но также несли ответственность за жизнь и здоровье наших младших пушистых друзей. К нашей группе были прикреплены две собаки породы хаски. Дети с удовольствием проявляли заботу о животных, а те в ответ дарили им свою любовь, ласку и радостно с ними играли.
Поделись самыми теплыми и дорогими для тебя воспоминаниями. Что хотелось бы повторить?
Одним из самых волшебных моментов смены был вечер историй и пений у костра. В Карелии часто бывают белые ночи, но этот день был хмур и дождлив, небо заволокло грозовыми облаками, поэтому было принято решение устроить уютный вечер. Весь лагерь собрался у главного костровища (около пятидесяти человек). Было три гитариста, которые по очереди исполняли песни, и все им подпевали. Большой костёр согревал наши тела, а замечательные песни и необыкновенные истории согревали нам души.
Наталья Полищук, студентка 3 курса Института изящных искусств МПГУ
Редакция Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров.
Фото из личного архива Евгении Ильичевой