С чем у вас ассоциируется лето? Наверняка в первую очередь с каникулами. Сколько бы вам ни было лет, вы всегда думаете о летних каникулах, вспоминаете, как радостно вы неслись с последнего урока, бросали портфель в угол и бежали гулять во двор долго-долго, ведь летом темнеет поздно и дни такие длинные, что можно все успеть! Или готовились ехать на дачу к бабушке с дедушкой, ловили там рыбу, ходили за ягодами, ели черешню и смотрели, как спеют арбузы. И конечно же мечтали поехать на море, искупаться в волнах с кругом, запечь картошку на берегу, поймать краба или креветку и провести летнюю смену в лагере. Время идет, а наши ассоциации с летним отдыхом не меняются: мы все так же ждем солнца, тепла и лета на море. Так и наши вожатые: если спросить их, где бы они хотели провести лето, они наверняка ответят «в лагере на море».
Этим летом многие наши студенты исполняют свою заветную мечту и “вожатят” на море, совмещая приятное с полезным: работу и ровный, красивый загар. О своей морской смене в лагере «Бригантина» на Черном море нам рассказал студент Института истории и политики МПГУ Виктор Гамов.
– Как у вас в лагере говорят? «Поднять всех на борт, наша бригантина отправляется в морское путешествие»?
– Примерно так (смеется).
– Как ты попал на борт этого корабля? Я даже не слышала о таком лагере…
– В Крыму много лагерей, я и сам о многих не слышал. На самом деле, история довольно проста и банальна: я поехал туда по распределению. Окончил осенью обучение в МОСГОРТУР, сдал экзамен и с группой товарищей отправился на практику в лагерь.
– И как ощущения?
– Ты знаешь, неплохо. Но иногда штормит.
– Так бывает, это же море. Главное, чтобы морская болезнь не развилась. Не все выдерживают качки, но, когда она проходит, море становится спокойным и гладким, как зеркало. По нему очень приятно плыть навстречу другим кораблям и новым берегам.
– Как ты красиво провела параллель… Это чистая правда. Не все выдерживают в нашей профессии, но для того и нужна практика: попробовать на вкус то, над чем упорно трудишься в университете. А для педагога не может быть лучше практики, чем вожатская. Какая вообще альтернатива вожатской практике? Ну, пройдет студент ее в какой-то конторке, заполнит дневник, а дальше что? Как он с детьми-то будет работать?
– Вот так и будет. Не все понимают серьезность такой практики и практики в целом. Думают, что достаточно изучить теорию. А как решать конфликтные ситуации в коллективе? Вот вы как решали? Отправляли за борт?
– Эй, у нас же не пиратская шхуна! Конечно, общались внутри коллектива. Это если разногласия возникали между коллегами. А если между детьми, то конечно тоже проводили беседы (когда случай совсем запущенный), отвлекали играми, переключали внимание на какой-то досуг, благо, в лагере было полно тематических занятий. Вообще очень творческая смена была, ребята постоянно были увлечены подготовкой к различным активностям и, по сути, даже времени на какие-то конфликты не было.
– А ты как с ними справлялся? Удалось найти общий язык с ребятами?
– Ой, я со своими подружился еще по дороге в лагерь. Очень контактные, смышленные не по годам ребята. У меня в отряде были дети 14-15 лет, и меня очень впечатлило то, как они организованны были. Например, мы едем в поезде, ребята дурачатся, а время уже позднее, многие в вагоне спать ложатся. Я говорю ребятам, чтобы не шумели, смотрю – затихли. А я уже стал кейсы вспоминать, целую речь подготовил! Так что проблем с ними не было. Конечно, дети не могут не шуметь и не бегать вообще, на то они и дети. Но в лагере должна быть дисциплина, иначе наша бригантина точно пойдет ко дну.
– Чем вообще занимаются на «Бригантине»? Какие у вас там проходят мероприятия и что тебе больше всего запомнилось?
– Море всего (мы же на море): и спортивные соревнования, и различные конкурсы – песенные, танцевальные. Много мастер-классов, все время что-то лепят, вырезают, красят. Если бы я был не вожатым, а ребенком, я был бы на седьмом небе от счастья в этом лагере, потому что досуг тут супер разнообразный!
А что мне больше всего запомнилось? Пожалуй, это финальный вожатский концерт, который мы готовили, как прощальный подарок детям, в нем приняли участие как вожатые, так и сотрудники лагеря, и даже руководство! Это здорово, потому что чувствуется единение всех и каждого в лагере, нет такого, что вожатые – это одно, дети – другое, а работники – третье, и вообще, они выше всего этого. Они с таким же энтузиазмом готовили свои роли, делали костюмы, давали советы – это было незабываемо и очень заряжало!
– Вы в море то купались за всеми своими досугами? Или не успели?
– Купались, конечно! Что это за отдых на море без моря? И дети купались, и мы с коллегами смогли ножки помочить (смеется). С детьми на смене особо не покупаешься, нужно следить за безопасностью на берегу, все дела…
– Но у вас же есть парочка вожатских выходных, уж на них-то вы наверняка искупнулись… Или по закону подлости был шторм или дождь?
– Да, было три выходных, и шторм тоже был… У меня была идея хотя бы у берега в песочке покачаться на волнах, но в итоге я отказался от этой идеи и поехал на мыс Фиолент, там не штормило и я вдоволь накупался и нанырялся.
– Слава богу, а то было бы совсем обидно! То есть, в целом, ты остался доволен практикой?
– В целом, да. Я получил массу эмоций, идей и опыта, смог как научить детей многому и помочь раскрыть их таланты, так и научился многому у них сам.
– Поедешь еще летом в этот лагерь? Или, может, есть предпочтения к конкретному лагерю?
– Я вообще работаю и летом, и зимой, и осенью. Мне просто нравится работать с детьми, и вообще я мобильный. Хочу побольше лагерей посетить, поработал бы с удовольствием и в других лагерях Крыма и не только.
– Какое напутствие коллегам даст капитан корабля?
– Это я, что ли? (улыбается) Капитан – это руководитель лагеря, я – всего лишь боцман… Но принцип работы, я думаю, у нас с ним схож: важно слушать и слышать детей, тогда ваша бригантина никогда не собьется с курса и уверенно проплывет тысячу морей!
Фото из личного архива Виктора Гамова
Кристина Романова
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров