6 октября 2023 г. началась педагогическая практика у студентов 4 курса дефектологического факультета Института детства, обучающихся по профилю «Олигофренопедагогика».
Практика проходит на базе общеобразовательных организаций: Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 79», Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 73», Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа Марьина Роща имени В.Ф. Орлова». Руководители практики – преподаватели кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Татьяна Сергеевна Никандрова, Елена Николаевна Соломина, Екатерина Сергеевна Кузьмина, Анна Владимировна Сизова.
На первой неделе практики студенты познакомились с организацией учебно-воспитательной и коррекционной работы в школе для детей с нарушением интеллекта; посетили уроки, которые проводили учителя младших классов, занятия педагогов-дефектологов и логопедов, внеклассные мероприятия. А затем будущие педагоги стали самостоятельно проводить в 1-4 классах уроки математики, русского языка, литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, технологии, изобразительного искусства. При подготовке к урокам студенты учатся применять теоретические знания, полученные при изучении психологии лиц с нарушениями интеллекта, олигофренопедагогики, технологий обучения математике, русскому языку, изобразительному искусству.
Слово студентам, проходящим практику в школе-интернате № 79 .
София Хорошильцева: «Я прохожу практику во 2 классе. В этом классе учатся дети с легкой и умеренной умственной отсталостью. Подготовка к урокам занимает много времени, так как необходимо учитывать возможности школьников, правильно применять методики обучения, подбирать и придумывать разнообразные задания для второклассников. В работе мне очень помогают советы учителя-дефектолога, выпускницы дефектологического факультета МПГУ Ивановой Елены Геннадьевны. Постепенно приходит понимание как корректно преподносить материал детям на том или ином уроке. Конспекты становятся более структурированными и содержат меньше ошибок. Есть уроки, на которых я уже себя чувствую более уверенно. В данный момент я продолжаю учиться, стараюсь прислушиваться к советам педагогов и использовать теоретические знания, полученные на лекциях и практических занятиях. Уверена, что к открытым урокам мне удастся отлично подготовиться».
Нина Кравченко: «Уже с первых дней я активно включилась в работу под чутким руководством учителя 3 “А” класса Марии Николаевны Родионовой. За прошедшую неделю мне удалось познакомиться с документацией, которую ведет педагог, посетить уроки, которые проводил учитель, а также попробовать провести уроки русского языка и рисования. Подготовка и проведение уроков оказались интересным и сложным процессом. Предстоит очень много работы, чтобы научиться применять знания, полученные в университете на практике. Я буду стараться, чтобы свести трудности к минимуму».
Анастасия Пикова: «В течение первых недель практики я успела познакомиться с устройством работы школы, расписанием уроков, режимом дня, правилами организации занятий для обучающихся с РАС. За это время я успела увидеть работу учителя на уроках, взаимодействие педагога и обучающихся во внеурочное время, а также самостоятельно провести уроки по следующим предметам: математика, русский язык, чтение, мир природы и человека, рисование, ручной труд. Хочется отметить, что каждый раз готовясь к уроку, необходимо проводить большую и тщательную работу. Ожидаю получить от практики новые знания и опыт во взаимодействии с детьми, имеющими умственную отсталость и сопутствующие нарушения».
Валерия Терехина: «Подготовка и проведение уроков – это непростой, но интересный процесс. Хочется выразить благодарность классному руководителю 4 “Б” класса Полянской Алене Алексеевне за отзывчивость и готовность ответить на вопросы, помочь преодолеть трудности, которые возникают при подготовке к занятиям. Наиболее сложным для меня оказался подбор заданий к урокам, с учетом возможностей всех обучающихся. Первые недели практики показали значимость дифференцированного подхода в обучении лиц с нарушениями интеллекта. Считаю, что эта практика будет очень полезна для моего профессионального развития и приобретения необходимых педагогических компетенций».