10 апреля 2024 года студенты кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования (направление подготовки Педагогическое образование, профиль Обществознание и ОРКСЭ), занимающиеся по предмету «Методика преподавания ОРКСЭ», посетили Еврейский музей и Центр толерантности. В этом учебном году четверокурсники уже второй раз приходят сюда. Первый раз они знакомились с еврейской культурой и музейной педагогикой для преподавания предметов «Основы религиозной культуры народов России» и «Основы иудейской культуры», входящих в предметную область ОРКСЭ. В это раз они приняли участие в мастер-классе «Каждый важен», для успешного преподавания предмета «Основы светской этики».
Занятие началось с представления участников и обсуждения вопроса о том, что в случаях проявления травли в детском коллективе важно уделять внимание не только «жертве» и «агрессору», но также и «свидетелям». Специалист Центра толерантности, проводивший встречу, обратил внимание на то, что в буллинге присутствует особая ролевая структура, которую должен хорошо понимать учитель Основ светской этики. Студенты разбирали варианты горизонтальной и вертикальной работы с детским коллективом, определяли, кто и в какой ситуации оказывается в разных ролях. Будущим педагогам показали методику проведения упражнения «Мишень», дающая возможность детям понять и принять разнообразие окружающих людей и их личностных качеств. Мотивирующим моментом к работе на мастер-классе стал просмотр пятиминутного фильма «Молчание». По окончании студенты обсуждали кто герои этой истории, кто участвует, кто является свидетелем. Главный педагогический вопрос, который им предстояло решить: что делать в этой ситуации?
За время мероприятия участники не только погрузились в предложенную ситуацию, но и постарались определить, кого из участников они понимают, и почувствовать себя в предлагаемых обстоятельствах. Такой прием личностно-ориентированного подхода очень важен для работы с детьми на уроках по основам светской этики. Студенты работали в группах, обсуждали, делились мыслями, формулировали предложения по преодолению сложившейся ситуации.
По итогам проведенного выездного занятия студенты кафедры культурологии отметили, что оно очень полезно для их будущей педагогической деятельности. Кроме методических приемов работы с детьми они так же получили рекомендации по работе с родителями. Занятие, по общему мнению, было интересным по содержанию и никого из участвующих не оставило равнодушным. Важно, что полученный опыт будущие педагоги смогут использовать не только в преподавании предметов обществознание и ОРКСЭ, но и при организации воспитательной работы.
Е.Ф. Теплова