15 декабря на факультете педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся научно-методологический семинар по вопросам реформирования системы подготовки педагогических кадров в современной России. Семинар проходил в формате стратегической сессии и академической мастерской. Мероприятие организовано при поддержке Российской академии образования и собрало на своей площадке ученых, экспертов в области педагогики, аспирантов и магистрантов педагогических направлений, а также иностранных обучающихся.
Модераторами сессии выступили и.о. декана ФПО МГУ Татьяна Тореева и доцент факультета Инна Колоколова.
Вступительное слово было предоставлено академику РАО, заведующему кафедрой истории и философии образования ФПО МГУ Владимиру Борисенкову.
Основной темой стратегической сессии стала трансформация подготовки педагогов в контексте реализации федерального пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования. Вот уже третий год тема пилотного проекта в системе высшего образования является одной из наиболее обсуждаемых в профессиональном сообществе. Особую актуальность реформа высшего образования приобретает в связи с предстоящим значительным расширением перечня вузов-участников пилотного проекта. Сквозной линией мероприятия стали ценностные аспекты проектирования и реализации экспериментальных образовательных программ.
В качестве спикеров сессии выступили представители вузов-участников пилотного проекта Елена Суханова (директор института образования Томского государственного университета), Анна Бударина (руководитель ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» Балтийского федерального университета) и Екатерина Балабаева (проректор по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета).
Докладчики поделились с профессиональным сообществом результатами участия в федеральном пилотном проекте в сфере высшего образования, а таже трудностями, с которыми пришлось столкнуться вузам при проектировании экспериментальных образовательных программ. Эксперты представили свое видение образовательных моделей в разрезе педагогического образования и его ценностно-смысловой составляющей. Выступления спикеров вызвали живой интерес присутствующих и перешли в активную дискуссию. Особый интерес аудитории вызвали вопросы, касающиеся перспектив развития педагогической магистратуры в рамках новой системы. Активное участие в обсуждении приняли академики РАО Владимир Борисенков и Владислав Сериков, аспиранты ФПО МГУ. Справочно: в настоящий момент в пилотном проекте рассматривается несколько типов магистратуры: исследовательская, профессиональная и управленческая. Обсуждение коснулось также вопросов присвоения конкретных квалификаций, нормативных сроков обучения, разработки собственных образовательных стандартов, механизмов диагностики воспитательных результатов в вузе и др.
В рамках второй части методологического семинара «Академическая мастерская. «Инновационные подходы к подготовке будущих педагогов» выступили представители Московского городского педагогического университета: директор института педагогики и психологии образования Александр Савенков и заместитель директора Анна Львова. Коллеги представили инновационный опыт МГПУ, связанный с реализацией ряда проектов, среди которых особый интерес представляет модель распределенного лидерства, симуляционные тренажеры для отработки педагогических навыков и др.
Подводя итоги мероприятия, Татьяна Тореева подчеркнула значимость происходящих изменений для педагогического образования и для отечественной высшей школы в целом, выразив надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с пилотными вузами. Безусловно, трансляция инновационного опыта представляет особую ценность для профессионального педагогического сообщества в преддверии перехода страны к новой системе высшего образования.
Материалы выступлений будут предоставлены участникам семинара.
Текст: Тамара Кадзоева









