В День преподавателя высшей школы о новых подходах в обучении и студентах в интервью рассказывает Елена Зубаркина, кандидат филологических наук, и. о. заведующего кафедрой журналистики и медиакоммуникаций им. В.А. Славиной Московского педагогического государственного университета. Интервью опубликовано в соцсетях Минпросвещения.
Какие новые подходы в обучении Вы считаете наиболее эффективными в контексте журналистики и медиапедагогики?
Я, как теоретик и сотрудник СМИ, считаю, что журналистика и медиапедагогика сегодня должны быть максимально практико-ориентированными. Прошло время, когда студентам достаточно было прочитать лекцию и закрепить материал с помощью ручки и тетрадки. Мы имеем сегодня дело с молодёжью, которая уже не ассоциирует первую, вторую или четвёртую кнопки с конкретными каналами. Они мало смотрят телевизор, им проще прочитать пост на абзац в телеграм-канале, чем статью на полосу или лонгрид. Но это не значит, что я это принимаю и адаптируюсь. Убеждена, что учащимся нужно больше показывать, нужно читать вместе, слушать и сразу же обсуждать. Это во-первых. Во-вторых, мы уже очень давно интегрируем в семинарские занятия, тесты и тестовые задания, которые проходят потенциальные кандидаты на пост редакторов, ведущих и т. д. в крупных медиа. Таким образом, студент понимает: мало знать определение массовой информации, источников и методов сбора. Хочешь быть конкурентоспособным на рынке — ты обязан знать глав министерств и ведомств, регионов, бэкграунд по глобальным событиям и явлениям, новостную повестку. И в-третьих, наше обучение построено на системе мастерских. Уже на первом курсе студент становится частью редакции: он учится писать, снимать, монтировать, продвигать свои материалы.
Как Вы оцениваете уровень подготовки студентов? Какие сильные и слабые стороны Вы видите у них?
Уровень подготовки только пришедших на первый курс ребят очень разный. Кто-то учился в медиаклассе и тут же демонстрирует навыки съёмки, монтажа. Другие же случайно оказались связаны с журналистикой — им сложнее. Но студенты не дадут соврать: я всегда говорю, что, если они будут выполнять два действия — думать и делать-то очень быстро, их уровень вырастет и его не стыдно будет показать работодателю. И тот факт, что наши ребята уже на 1-м курсе, не говоря о последующих, работают в МИЦ «Известия», на канале «360°», в издании «Лента.ру», на радиостанции «Говорит Москва», в ТАСС, «Российской газете», на НТВ, говорит о многом и главном одновременно: кто хочет, у тех всё получается. Иногда нам передают коллеги — руководители наших студентов: «МПГУ захватило нашу редакцию…» Отвечаем: «То ли ещё будет».
Как Вы относитесь к использованию мультимедийных технологий в обучении? Могут ли они помочь студентам развить навыки работы с современными медиа?
Журналистике нельзя обучать без применения мультимедиа. Это как сейчас начать ездить на дрезине. Созерцать получится, но вряд ли ты куда-либо успеешь вовремя. Поэтому все инструменты мы задействуем максимально: ребята осваивают и инфографику, и анимацию, например, для того, чтобы нарисовать сопровождение радиоспектакля. Если нам нужно показать в лонгриде, как изменяются клетки мозга у человека с деменцией, мы легко справимся с этой задачей и сделаем понятную графику.
Какие изменения в системе образования, на Ваш взгляд, могут способствовать более эффективной подготовке журналистов и медиапедагогов?
Пожалуй, сейчас хочется, чтобы нас не настигали глобальные реформы. Мы активно сотрудничаем со школами и СМИ, есть возможность выигрывать гранты и конкурсы — и мы её используем. Буквально на днях наша студентка заняла 1-е место в конкурсе Минкультуры России с научной работой и получила денежную премию. У нас очень сплочённая команда, слышащее нас и любящее студентов руководство. Да, мы работаем, без преувеличения, дни и ночи, но знаем, какой получим результат: завтра в кадре окажутся наши студенты, в научном конкурсе победят магистранты, блестящая защита состоится у аспирантов, на свой первый урок выйдет медиапедагог или в какой-то школе забурлит живая журналистская работа.
Какие проблемы и вызовы стоят перед преподавателями журналистики сегодня?
Буквально на днях мы провели очередное заседание кафедры и слушали доклад преподавателя о роли искусственного интеллекта в нашей журналистской сфере и педагогической деятельности. Вряд ли я кого-то удивлю, если скажу — это вызов. Называю искусственный интеллект монстром и провокатором журналистики. Да, я понимаю, что он пишет тексты быстрее новостников в агентствах, на радиостанциях и новостных службах, телеграм-каналах; понимаю, что он прокачался в нейминге; обрабатывает фото и помогает бильд-редакторам. Он готов писать всероссийские контрольные работы за школьников и курсовые за студентов. Меня это не умиляет, не восхищает — пугает. Отрицать и отвергать искусственный интеллект нельзя. Мы, как преподаватели, обязаны его знать лучше студентов. Нужно каждый день узнавать, чему это чудовище научилось за ночь, чтобы подопечным на первой паре сказать: он умеет это, а мы обязаны учиться большему. От себя скажу: я не скармливаю искусственному интеллекту свои научные тексты, чтобы не расширять его меню, не прошу его редактировать свои статьи. И студентам говорю: самостоятельный поиск, даже в целях реферирования, заполняет полезной информацией ячейки памяти. Если ищет и пишет за вас искусственный интеллект, то зачем тогда учиться в принципе?
Как Вы думаете, какие навыки и компетенции будут востребованы у журналистов в ближайшие годы?
Как и вчера, и позавчера — умение быстро думать, много делать, ориентироваться во многих областях. Для этого просто необходимо прокачивать эрудицию и, как минимум, много читать. Сталкиваюсь с тем, что первокурсники знают программу по литературе ЕГЭ, но, например, не слышали о Борхесе или Хейли. Поэтому мы договариваемся, что они будут читать, смотреть умные интервью, слушать познавательные подкасты и записывать какие-то непопулярные соображения в заметки. Кроме того, им не хватает аналитических способностей. И если за них всё будет делать искусственный интеллект, то тем более навык анализа они не смогут приобрести. А нам по-прежнему важно во всём доходить до самой сути.
Что Вы цените больше всего в студентах?
Человечность и принципиальность. Для работы в медиа и школе эти качества важны.
Расскажите о проекте, который Вам больше всего запомнился, когда Вы работали со студентами?
Мы, так же, как и мои коллеги, постоянно работаем над чем-то крупным. Заканчиваем одно — начинаем следующее. Давайте перечислю несколько, чтобы никого не обидеть: это радиоспектакли о Паустовском и Рахманинове, Януше Корчаке и Фете, аудиопостановка по мотивам Стейнбека «О мышах и людях», документальные фильмы о Бунине, Зощенко, Тендрякове, об истории создания фортепиано в России. Сейчас готовим сразу две аудиоработы — к юбилею Генделя и дню рождения Чехова. Одна из команд наших студентов прямо сейчас в Геленджике — снимают суперинтересных героев, которые производят аппараты для подводного погружения.
Какое напутствие Вы дадите своим студентам?
Постоянно пахать и конкурировать только с собой; быть зависимыми от информации, от собственного безудержного желания анализировать происходящее, помогать и просвещать. Журналистика и педагогика — это поиск. Хотелось бы, чтобы он был добросовестным.