Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«Человек есть бесконечность»

Новости

21 января 2022 г. исполнилось 140 лет со дня рождения Павла Александровича Флоренского – великого русского  философа-богослова, священника Русской православной церкви,  ученого-энциклопедиста,   искусствоведа, поэта, инженера.

П.А. Флоренский родился 21 января 1882 г.  в деревне Евлах Елизаветпольской губернии Российской империи (ныне Азербайджан). Отец – русский, инженер путей сообщения. Мать – из древнего армянского рода. Крестили мальчика в православной церкви в Тифлисе, имя дали в честь апостола Павла. Кроме старшего Павла, в семье было еще шесть детей: два брата и четыре сестры. Здесь любили читать Пушкина, Лермонтова, Диккенса, Шекспира, Гете. С увлечением слушали музыку Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, романсы Шуберта и Глинки. «Только это и есть настоящая музыка, – закрепилось во мне с самого детства», – вспоминал Флоренский.

Мальчик очень рано обнаружил исключительные способности ко многим наукам.  Во время учебы во 2-й Тифлисской гимназии он увлекся физикой, геологией, астрономией, математикой, иностранными языками. Завел тетради «Экспериментальные исследования» и заносил в них наблюдения над природой, геологические, минералогические и археологические сведения, свои опыты и мысли. Самостоятельно изучал теории относительности и магнетизма, при этом сам изготавливал инструменты и приборы для опытов.

Гимназию Павел окончил с золотой медалью. В 17 лет юноша пережил глубокий душевный кризис, когда ясно осознал ограниченность физического знания и понял, что без веры в Бога познание Истины невозможно.

В 1899 г. он поступил на физико-математический факультет Московского университета. В годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он входит в круг  символистов, завязывает дружбу с Андреем Белым, Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Александром Блоком и другими видными представителями творческой интеллигенции.  Увлекся учением Владимира Соловьева, стал его последователем. В студенческое время выходят в свет первые научные работы Флоренского «О символах бесконечности», и «Об одной предпосылке мировоззрения», связывающие вместе как философскую, так и научную — математическую сферы знания, что станет впоследствии  одним из важнейших принципов выстраиваемой им единой философской системы.

В 1904 г. Флоренский блестяще закончил университет,  отклонил предложение остаться при кафедре математики и по совету епископа Антония поступил в Московскую духовную академию, после окончания которой был оставлен для преподавания философских дисциплин. За годы преподавания в академии (1908–1919) Флоренский создал ряд оригинальных курсов, написал книги по истории философии и культуры. По свидетельству современников он был одним из наиболее талантливых и любимых студентами профессоров Академии.

В 1910 г. молодой человек женился. Его супругой стала Анна Михайловна Гиацинтова (1889–1973) – девушка из рязанской крестьянской семьи, слушательница Московских высших женских курсов. У пары родилось пятеро детей. Семья оказалась главной опорой Флоренского, помогавшей ему в самые сложные времена.

В 1911 г. П. А. Флоренский принял священный сан, начал служить в церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде. В 1912 г. Святейший Синод утвердил его в должности редактора «Богословского вестника».

В 1914 г. отец Павел в стенах академии защитил магистерскую диссертацию «Столп и утверждение истины». Впоследствии она была преобразована в трактат «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи». Это произведение Флоренского сразу было воспринято как значительное литературно-духовное явление и вызвало многочисленные отклики и полемику — от восторженного признания до  жесткой критики. Флоренский был удостоен за нее престижной Макариевской премии.

В своей философии Флоренский большое внимание уделяет идее русской соборности, которая  выступает у него как категория всемирного единения, тождественности частей и целого при сохранении ими своего многообразия и неповторимости. Флоренский сравнивает соборность с многоголосьем русской песни, допускающей свободу голосового участия каждого и многообразие вариаций при сохранении общей гармонии. «Живя, мы соборуемся сами с собой – и в пространстве, и во времени, как целостный организм, собираемся воедино из отдельных взаимоисключающих элементов, частиц, клеток, душевных состояний. Подобно мы собираемся в семью, в род, в народ и т.д., соборуясь до человечества и включая в единство человечности весь мир».

В эти годы Флоренский активно общается и сотрудничает с яркими представителями эпохи «Серебряного века», среди которых С.Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, Е.Н. Трубецкой, М.А. Новоселов, В.В. Розанов, Ф.Д. Самарин, Л.А. Тихомиров, А. Ф. Лосев; принимает активное участие в работе «Общества памяти В. С. Соловьева». В.В. Розанов называл Флоренского «Паскалем нашего времени» и «вождем молодого московского славянофильства».

В первые годы после Октябрьской революции отец Павел  работает в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Он занимает должность ученого секретаря комиссии, становится главным хранителем ризницы Лавры, а также разрабатывает специальную методику историко-художественного анализа предметов древнего искусства. Благодаря работе комиссии, удалось описать огромный фонд артефактов монастыря. Также комиссия воспрепятствовала  разграблению хранившегося в Лавре национального и церковного достояния. Когда  в стране началась кампания по уничтожению икон и вскрытию мощей,  Флоренский пытался противостоять этому варварству. В работе «Иконостас», посвященной глубинному метафизическому и онтологическому содержанию иконы, он подробно описал духовную связь между мощами и иконами.

В 1921 г. церковь Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде, в которой служил Флоренский, была закрыта. В связи с планом ГОЭРЛО отец Павел, имевший физико-математическое образование,  становится сотрудником нескольких советских научно-исследовательских учреждений и делает целый ряд серьезных научных открытий: разрабатывает теорию и практику применения полупроводников, создает особый вид пластмассы – карболит,  которую стали называть «пластмассой Флоренского». Ученый стал одним из редакторов «Технической энциклопедии», где опубликовал около 150 статей.

В 1921 г. ректор Высших художественно-технических мастерских В.А. Фаворский пригласил П. А. Флоренского на должность профессора, создав для него на печатно-графическом факультете кафедру «Анализ пространственности в художественных произведениях». В 1921-1927 гг. Флоренский читал лекции по теории перспективы. Обращаясь к аудитории на своих первых занятиях, философ признался: «Я согласился на предложение мне прочесть курс «Анализ перспективы», имея ввиду не учить, а научиться приглядываться к процессам вашего творчества, проверить свои взгляды и сделать новые выводы из своих наблюдений». В своей педагогической деятельности П. А. Флоренский заботился о том, «чтобы художественное восприятие не было засорено … ложными взглядами, которые усвоены как сознательно, так и … полусознательно из окружающей среды». Для него студенты — это «чистое око человечества, которым оно созерцает реальность».

Основные идеи П.А. Флоренского в отношении образования заключаются в том, что последнее берет на себя миссию воспитания человека, который выступает как главная сила в сохранении, возрождении и развитии культуры как системообразующей среды.

В 1928 г. в Сергиевом Посаде, после серии публикаций, обличающих засилье «черносотенцев под Москвой», была проведена масштабная операция по аресту большей части священников и мирян, в том числе и Павла Флоренского. Без предъявления каких-либо обвинений его высылают в Нижний Новгород, где он ведет научную работу в местной радиолаборатории. Вскоре, благодаря хлопотам жены Максима Горького Екатерины Пешковой, его возвращают из ссылки и дают возможность эмигрировать в Прагу, однако Флоренский решает остаться в России.

В начале 1930-х гг. против отца Павла была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера. На протяжении всех послереволюционных лет Флоренский не только никогда не отказывался от своих религиозных убеждений, но и не снимал с себя священнического сана и ходил в подряснике. В этой связи стала известной фраза В. Маяковского «во ВХУТЕМАСе Флоренский в рясе».

В 1933 г. он был снова арестован, приговорен к 10 годам лагерей и сослан на Дальний Восток. Сначала Флоренский попадает в научно-исследовательский отдел Байкаор-Амурского лагеря, где изучает проблему строительства в условиях вечной мерзлоты. Через много лет, когда его уже давно не будет в живых, используя его идеи, построят Норильск и Сургут. В 1934 г. отца Павла переводят на Соловки. Здесь он делает более десятка научных открытий, занимается добычей йода из морских водорослей. Получил 12 авторских свидетельств на изобретения в области химии.

Расстреляли Павла Флоренского 8 декабря 1937 г. За полгода до этого он писал своей жене: «Жизненная задача – не в том, чтобы прожить без тревог, а в том, чтобы прожить достойно и не быть пустым местом и балластом своей страны…». В 1959 г. Отец Павел  был полностью реабилитирован.

Павел Флоренский – один из самых выдающихся представителей отечественной богословской, философской и научной мысли начала XX века – эпохи Серебряного века. Его работа «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» является одним из фундаментальных, самых известных философско-богословских трудов русской общественной мысли XX века.

«В годы советской власти одной из немногих книг, которая связывала интеллигенцию и Церковь, было сочинение П. А. Флоренского “Столп и утверждение истины”. Я знаю целое поколение, которое Флоренский привел к Церкви. В этом смысле он сыграл очень большую роль и стал символом образованного, просвещенного священника», – так пишет о Флоренском его внук, доктор геолого-минералогических наук профессор Павел Васильевич Флоренский.

Помимо богословских и философских работ, Флоренский оставил после себя труды по инженерному делу, физике, математике и другим наукам.

О педагогическом даре Павла Флоренского свидетельствуют письма, направленные им из сталинских лагерей своим детям. Он не просто делился с близкими  своими переживаниями и мыслями. Он говорил с каждым из детей отдельно, причем именно о том, что этому ребенку было важно и интересно в тот момент, с учетом его возраста и состояния души. Это не только свидетельство мужества, отказа от  сосредоточенности на себе, способности видеть и чувствовать другого человека и его нужды, но и энциклопедия жизненной мудрости.

Сергий Булгаков о Павле Флоренском: «Отец Павел был для меня не только явление гениальности, но и произведение искусства: так был гармоничен и прекрасен его образ … Самое основное впечатление от о. Павла было впечатление силы. И этой силой была некая первозданность гениальной личности… Духовным же центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство. Настоящее творчество отца Павла – не книги, но он сам, вся его жизнь, которая ушла безвозвратно из этого века в будущий».

В 1998 г. в Москве был открыт музей Павла Флоренского. В 2004 г. музей совместно с Михаилом Тарковским и администрацией Кадыйского района Костромской области стали инициаторами создания муниципального Историко-культурного музея села Завражье. В музее экспонируются материалы, связанные с кинорежиссером Андреем Тарковским, Павлом Флоренским, а также историей края и села.

В 2011 г. создан Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского. В 2017 г. в Сергиевом Посаде был открыт Культурный центр Павла Флоренского.

Дирекция изучения истории МПГУ

21 / 01 / 2022

Показать обсуждение