21 января 2022 г. исполнилось 140 лет со дня рождения Павла Александровича Флоренского – великого русского философа-богослова, священника Русской православной церкви, ученого-энциклопедиста, искусствоведа, поэта, инженера.
П.А. Флоренский родился 21 января 1882 г. в деревне Евлах Елизаветпольской губернии Российской империи (ныне Азербайджан). Отец – русский, инженер путей сообщения. Мать – из древнего армянского рода. Крестили мальчика в православной церкви в Тифлисе, имя дали в честь апостола Павла. Кроме старшего Павла, в семье было еще шесть детей: два брата и четыре сестры. Здесь любили читать Пушкина, Лермонтова, Диккенса, Шекспира, Гете. С увлечением слушали музыку Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, романсы Шуберта и Глинки. «Только это и есть настоящая музыка, – закрепилось во мне с самого детства», – вспоминал Флоренский.
Мальчик очень рано обнаружил исключительные способности ко многим наукам. Во время учебы во 2-й Тифлисской гимназии он увлекся физикой, геологией, астрономией, математикой, иностранными языками. Завел тетради «Экспериментальные исследования» и заносил в них наблюдения над природой, геологические, минералогические и археологические сведения, свои опыты и мысли. Самостоятельно изучал теории относительности и магнетизма, при этом сам изготавливал инструменты и приборы для опытов.
Гимназию Павел окончил с золотой медалью. В 17 лет юноша пережил глубокий душевный кризис, когда ясно осознал ограниченность физического знания и понял, что без веры в Бога познание Истины невозможно.
В 1899 г. он поступил на физико-математический факультет Московского университета. В годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он входит в круг символистов, завязывает дружбу с Андреем Белым, Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Александром Блоком и другими видными представителями творческой интеллигенции. Увлекся учением Владимира Соловьева, стал его последователем. В студенческое время выходят в свет первые научные работы Флоренского «О символах бесконечности», и «Об одной предпосылке мировоззрения», связывающие вместе как философскую, так и научную — математическую сферы знания, что станет впоследствии одним из важнейших принципов выстраиваемой им единой философской системы.
В 1904 г. Флоренский блестяще закончил университет, отклонил предложение остаться при кафедре математики и по совету епископа Антония поступил в Московскую духовную академию, после окончания которой был оставлен для преподавания философских дисциплин. За годы преподавания в академии (1908–1919) Флоренский создал ряд оригинальных курсов, написал книги по истории философии и культуры. По свидетельству современников он был одним из наиболее талантливых и любимых студентами профессоров Академии.
В 1910 г. молодой человек женился. Его супругой стала Анна Михайловна Гиацинтова (1889–1973) – девушка из рязанской крестьянской семьи, слушательница Московских высших женских курсов. У пары родилось пятеро детей. Семья оказалась главной опорой Флоренского, помогавшей ему в самые сложные времена.
В 1911 г. П. А. Флоренский принял священный сан, начал служить в церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде. В 1912 г. Святейший Синод утвердил его в должности редактора «Богословского вестника».
В 1914 г. отец Павел в стенах академии защитил магистерскую диссертацию «Столп и утверждение истины». Впоследствии она была преобразована в трактат «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи». Это произведение Флоренского сразу было воспринято как значительное литературно-духовное явление и вызвало многочисленные отклики и полемику — от восторженного признания до жесткой критики. Флоренский был удостоен за нее престижной Макариевской премии.
В своей философии Флоренский большое внимание уделяет идее русской соборности, которая выступает у него как категория всемирного единения, тождественности частей и целого при сохранении ими своего многообразия и неповторимости. Флоренский сравнивает соборность с многоголосьем русской песни, допускающей свободу голосового участия каждого и многообразие вариаций при сохранении общей гармонии. «Живя, мы соборуемся сами с собой – и в пространстве, и во времени, как целостный организм, собираемся воедино из отдельных взаимоисключающих элементов, частиц, клеток, душевных состояний. Подобно мы собираемся в семью, в род, в народ и т.д., соборуясь до человечества и включая в единство человечности весь мир».
В эти годы Флоренский активно общается и сотрудничает с яркими представителями эпохи «Серебряного века», среди которых С.Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, Е.Н. Трубецкой, М.А. Новоселов, В.В. Розанов, Ф.Д. Самарин, Л.А. Тихомиров, А. Ф. Лосев; принимает активное участие в работе «Общества памяти В. С. Соловьева». В.В. Розанов называл Флоренского «Паскалем нашего времени» и «вождем молодого московского славянофильства».
В первые годы после Октябрьской революции отец Павел работает в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Он занимает должность ученого секретаря комиссии, становится главным хранителем ризницы Лавры, а также разрабатывает специальную методику историко-художественного анализа предметов древнего искусства. Благодаря работе комиссии, удалось описать огромный фонд артефактов монастыря. Также комиссия воспрепятствовала разграблению хранившегося в Лавре национального и церковного достояния. Когда в стране началась кампания по уничтожению икон и вскрытию мощей, Флоренский пытался противостоять этому варварству. В работе «Иконостас», посвященной глубинному метафизическому и онтологическому содержанию иконы, он подробно описал духовную связь между мощами и иконами.
В 1921 г. церковь Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде, в которой служил Флоренский, была закрыта. В связи с планом ГОЭРЛО отец Павел, имевший физико-математическое образование, становится сотрудником нескольких советских научно-исследовательских учреждений и делает целый ряд серьезных научных открытий: разрабатывает теорию и практику применения полупроводников, создает особый вид пластмассы – карболит, которую стали называть «пластмассой Флоренского». Ученый стал одним из редакторов «Технической энциклопедии», где опубликовал около 150 статей.
В 1921 г. ректор Высших художественно-технических мастерских В.А. Фаворский пригласил П. А. Флоренского на должность профессора, создав для него на печатно-графическом факультете кафедру «Анализ пространственности в художественных произведениях». В 1921-1927 гг. Флоренский читал лекции по теории перспективы. Обращаясь к аудитории на своих первых занятиях, философ признался: «Я согласился на предложение мне прочесть курс «Анализ перспективы», имея ввиду не учить, а научиться приглядываться к процессам вашего творчества, проверить свои взгляды и сделать новые выводы из своих наблюдений». В своей педагогической деятельности П. А. Флоренский заботился о том, «чтобы художественное восприятие не было засорено … ложными взглядами, которые усвоены как сознательно, так и … полусознательно из окружающей среды». Для него студенты — это «чистое око человечества, которым оно созерцает реальность».
Основные идеи П.А. Флоренского в отношении образования заключаются в том, что последнее берет на себя миссию воспитания человека, который выступает как главная сила в сохранении, возрождении и развитии культуры как системообразующей среды.
В 1928 г. в Сергиевом Посаде, после серии публикаций, обличающих засилье «черносотенцев под Москвой», была проведена масштабная операция по аресту большей части священников и мирян, в том числе и Павла Флоренского. Без предъявления каких-либо обвинений его высылают в Нижний Новгород, где он ведет научную работу в местной радиолаборатории. Вскоре, благодаря хлопотам жены Максима Горького Екатерины Пешковой, его возвращают из ссылки и дают возможность эмигрировать в Прагу, однако Флоренский решает остаться в России.
В начале 1930-х гг. против отца Павла была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера. На протяжении всех послереволюционных лет Флоренский не только никогда не отказывался от своих религиозных убеждений, но и не снимал с себя священнического сана и ходил в подряснике. В этой связи стала известной фраза В. Маяковского «во ВХУТЕМАСе Флоренский в рясе».
В 1933 г. он был снова арестован, приговорен к 10 годам лагерей и сослан на Дальний Восток. Сначала Флоренский попадает в научно-исследовательский отдел Байкаор-Амурского лагеря, где изучает проблему строительства в условиях вечной мерзлоты. Через много лет, когда его уже давно не будет в живых, используя его идеи, построят Норильск и Сургут. В 1934 г. отца Павла переводят на Соловки. Здесь он делает более десятка научных открытий, занимается добычей йода из морских водорослей. Получил 12 авторских свидетельств на изобретения в области химии.
Расстреляли Павла Флоренского 8 декабря 1937 г. За полгода до этого он писал своей жене: «Жизненная задача – не в том, чтобы прожить без тревог, а в том, чтобы прожить достойно и не быть пустым местом и балластом своей страны…». В 1959 г. Отец Павел был полностью реабилитирован.
Павел Флоренский – один из самых выдающихся представителей отечественной богословской, философской и научной мысли начала XX века – эпохи Серебряного века. Его работа «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» является одним из фундаментальных, самых известных философско-богословских трудов русской общественной мысли XX века.
«В годы советской власти одной из немногих книг, которая связывала интеллигенцию и Церковь, было сочинение П. А. Флоренского “Столп и утверждение истины”. Я знаю целое поколение, которое Флоренский привел к Церкви. В этом смысле он сыграл очень большую роль и стал символом образованного, просвещенного священника», – так пишет о Флоренском его внук, доктор геолого-минералогических наук профессор Павел Васильевич Флоренский.
Помимо богословских и философских работ, Флоренский оставил после себя труды по инженерному делу, физике, математике и другим наукам.
О педагогическом даре Павла Флоренского свидетельствуют письма, направленные им из сталинских лагерей своим детям. Он не просто делился с близкими своими переживаниями и мыслями. Он говорил с каждым из детей отдельно, причем именно о том, что этому ребенку было важно и интересно в тот момент, с учетом его возраста и состояния души. Это не только свидетельство мужества, отказа от сосредоточенности на себе, способности видеть и чувствовать другого человека и его нужды, но и энциклопедия жизненной мудрости.
Сергий Булгаков о Павле Флоренском: «Отец Павел был для меня не только явление гениальности, но и произведение искусства: так был гармоничен и прекрасен его образ … Самое основное впечатление от о. Павла было впечатление силы. И этой силой была некая первозданность гениальной личности… Духовным же центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство. Настоящее творчество отца Павла – не книги, но он сам, вся его жизнь, которая ушла безвозвратно из этого века в будущий».
В 1998 г. в Москве был открыт музей Павла Флоренского. В 2004 г. музей совместно с Михаилом Тарковским и администрацией Кадыйского района Костромской области стали инициаторами создания муниципального Историко-культурного музея села Завражье. В музее экспонируются материалы, связанные с кинорежиссером Андреем Тарковским, Павлом Флоренским, а также историей края и села.
В 2011 г. создан Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского. В 2017 г. в Сергиевом Посаде был открыт Культурный центр Павла Флоренского.
Дирекция изучения истории МПГУ