В тренде – умный отдых, и многие привозят из лагеря не только море позитивных эмоций, знакомства с новыми людьми, красивый загар и фенечки, но и уйму полезных навыков: грамоты за лучшую партию в шахматы, победу в футбольном матче против соседнего отряда, приз за лучшую театральную постановку и даже будущую пятерку в четверти по английскому? Что, и такое возможно? А почему бы и нет, ведь в Московской области есть лагерь английского языка, в котором можно научиться верховой езде, принять участие в спортивных соревнованиях и мастер-классах, вдоволь наиграться на тематических сменах – и всё это на английском с носителями языка! На чудо-сменах побывала наша студентка факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Дарья Черепанова.
– Hello, Daria, nice to meet you!
– Nice to meet you too!
– Отлично, контакт налажен. Ты впервые работала в языковом лагере или до этого уже был опыт?
– Я работаю в этом лагере уже три года и с каждым разом трудности все меньше замечаются, так как опыт приумножается и появляется уверенность в том, что любую проблему можно решить.
– Верно мыслишь. Говорят, что любая проблема решаема, если перевести ее в статус «задачи». А какие задачи у «Планеты Английского»? Ну, кроме очевидной. Что можешь рассказать о лагере?
– Сделать для детей смену в лагере не только развлекательной, но и познавательной. Программа составлена для разных возрастов, поэтому сложностей у детей в общении не возникают. Все общелагерные мероприятия также проводятся на английском языке, это детям очень нравится!
– Расскажи подробнее о мероприятиях в лагере. Какие занятия дети любят больше всего?
– Занятий и мероприятий у нас множество – мы же планета, представьте себе этот масштаб… (улыбается). Одной из особенностей лагеря является то, что на отряде стоит один вожатый, соответственно, я была на всех мероприятиях с детьми. У нас проводится конкурс визиток, шоу талантов, конкурс утренней зарядки, конкурс актерского мастерства, спортивные мероприятия, вечер легенд – всего и не перечислить. Вожатые помогают детям подготавливать мероприятия, но сами принимают участие только в конкурсе актерского мастерства. В этом году мы с командой впервые решили провести вечерний квест для старших отрядов, дети были в восторге, как и вожатые, которые организовали это все. Сложно выделить какой-то один конкурс или занятие, которое особенно нравится детям – они все воспринимают с восторгом, потому что это подается и преподается совсем по-другому. Нет такого, что сейчас у нас скучный урок английского, а потом мы пойдем на мастер-класс по изготовлению костюмов к выступлению, нет. Всё одинаково увлекательно и не скучно, тем более, что у нас работают носители языка, а кто, как не они лучше знают, как увлечь ребенка?
– Кстати, о детях. Что можешь сказать о работе с ними? Быстро ли вы с ними сдружились? С каким возрастом ты обычно работаешь?
– За время работы я смогла попробовать себя на всех возрастах: от 8 до 16 лет. Все дети замечательные. Я легко нахожу контакт с ними, поэтому они быстро привязываются ко мне. К тому же, мы проводим различные игры на знакомство, на командообразование, которые помогают детям узнать друг друга и вожатого, а также сплотиться. Мне в целом нравятся все возраста, потому что в каждом есть то, что мне близко. От малышей идёт большая эмоциональная отдача в адрес вожатого, а мне это очень важно, а со старшими чувствуешь себя на одной волне, поэтому со всеми возрастами интересно.
– Здорово, значит, тебя по праву можно назвать универсальной вожатой. А как насчет твоих коллег по практике? Легко было с ними работать или попадались капризные?
– Вожатые – это ещё одна причина, по которой я приезжаю в «Планету Английского» каждое лето. В лагере обычно около 9 отрядов, соответственно, столько же вожатых, и мы придерживаемся идеи того, что у нас не просто рабочий коллектив, а маленькая семья, поэтому могу сказать, что мы с коллегами друг друга во всем поддерживаем, помогаем, для нас это не составляет никакого труда. Также у нас нет понятия «мои дети» и «чужие дети», у нас все дети «наши», поэтому, если кто-то из вожатых попросит присмотреть за его детьми, никто ему в этом не откажет. Естественно, бывают разногласия, но они никогда не длятся долго, поэтому атмосфера всегда дружественная, что помогает нам в работе.
– Здорово работать в коллективе, где все на одной волне и вместе с радостью участвуют в жизни лагеря. Какое самое яркое событие во время смены тебе запомнилось? Многие твои коллеги говорят, что это – открытие и закрытие смены.
– Не могу не согласиться, что открытие смены и ее закрытие — это яркие события: сначала ты только-только знакомишься со своими детьми, узнаешь их, а на закрытии ты говоришь им много приятных слов и не хочешь прощаться. Но я бы выделила ещё наш вечерний квест, потому что мы к нему тщательно готовились, всячески скрывали от детей, чтобы это было для них сюрпризом. К тому же, хотелось, чтобы детям понравилось, и они поняли идею, погрузились в историю персонажей. У нас это все получилось, чему мы с коллегами были безумно рады и уже начали думать наперёд, что ещё подобное можно провести в последующие смены.
– Даже самому сплоченному коллективу с идеальными отрядами нужен отдых. Как проходят выходные дни у вожатых английского лагеря?
– У меня не было выходных (смеется). Но несмотря на это, я смогла отдохнуть. Благодаря хорошо проведённому оргпериоду, дети усвоили правила поведения в лагере, что позволило мне не тратить время на повторное их объяснение. Я обычно «отдыхала» в вожатской и общалась с коллегами, удавалось даже попить кофе (что обычно сложно, потому что стоит вожатому налить себе кофе, как его тут же куда-то зовут, и допивает он свой остывший кофе глубокой ночью на планерке…). Иногда я отдыхала, помогая другим вожатым что-то подготовить для детей, так что не могу сказать, что я остро чувствовала нехватку выходных: я отдыхала на любимой работе.
– Круто, когда ты не относишься к своей работе, как к изматывающему труду. И тем не менее, наверняка работать в таком лагере непросто. В первую очередь потому, что всё на английском. Для многих студентов английский – далеко не самый легкий язык, и они сталкиваются с определенными трудностями в изучении и общении. А как у тебя с английским? На каком уровне им нужно владеть вожатому для работы в вашем лагере?
– Я учусь на направлении дошкольной педагогики и психологии + английский, поэтому со знанием языка у меня проблем нет. Вожатому желательно знать язык на базовом уровне, чтобы иметь возможность общаться с носителем и иногда помогать малышам на занятиях с переводом. Помимо занятий, вожатые лично проводят со своими детьми “Small talks”, это такие короткие диалоги на разные темы, наложенные на музыку. Мы с детьми разучиваем эти диалоги, проговариваем их под музыку и добавляем движения, что способствует быстрому запоминанию. В течение дня мы употребляем разные бытовые выражения, например, enjoy your meal (приятного аппетита!), bless you (будь здоров!), good morning (доброе утро!), good luck (удачи!), well done (молодец!) и так далее. И вскоре дети сами начинают ими оперировать в своей речи.
– Может, бросить всё и поехать к вам в лагерь? Английский подтяну заодно… А какие у тебя планы на будущее? Полетишь еще на смены на «Планету Английского» или изведаешь новые просторы Вселенной детского отдыха?
– Мне пока комфортно на моей «малютке-планете», поэтому в этом году точно нацелена только туда. Хочется снова организовать мероприятие-сюрприз для ребят, как было с квестом. И хотелось бы сделать упор на внутриотрядные мероприятия, чтобы максимально сплотить ребят в отряде.
– Тогда обживай свою планету, а мы как-нибудь заглянем в гости!
– Договорились! You are welcome!
Фото: из личного архива Дарьи Черепановой
Кристина Романова
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров