28 октября 2025 года в Международный день анимации в Главном корпусе Московского педагогического государственного университета прошел Московский педагогический кинофорум. Кинофорум проводится университетом при поддержке Департамента образования и науки города Москвы четвертый раз. В 2025 году форум является центральным мероприятием городского культурно-просветительского проекта «Кинопедагогика в московской школе».
Кинофорум собрал более пятисот слушателей. Среди участников форума – учителя московских образовательных организаций, преподаватели и студенты вузов, обучающиеся школ и колледжей, родители школьников, деятели культуры, представители профильных общественных объединений.
В задачи кинофорума входит обмен учебно-методическим опытом, содействие активному использованию в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности средств кинопедагогики и медиаобразования; популяризации наследия отечественного и мирового кинематографа, с особым вниманием к тематике историко-культурного наследия России.
Открыла кинофорум лекция ректора МПГУ, доктора исторических наук, академика РАО, президента Ассоциации кинопедагогов «Образ» Алексея Владимировича Лубкова «Смена эпох в кинематографе М. Хуциева». Приуроченная к 100-летию со дня рождения знаменитого режиссера, лекция ректора была посвящена кинематографу 60-х годов. Демонстрируя кадры из фильмов М. Хуциева «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича», «Июльский дождь», ректор рассказывал о том, как считывались исторические перемены на экране и как киногерои олицетворяли этот, переходный в истории страны, период в картинах известных режиссеров разных поколений.
Вопросы, которые были поставлены в лекции, получили дальнейшее развитие в выступлениях участников пленарного заседания. Директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ, канд. филос. наук Иван Иванович Козлов познакомил слушателей с тем, какую информационную и методическую поддержку оказывает МПГУ московскому учительству в области кинопедагогики, представил разработанную в университете программу повышения квалификации «Кинопедагогика в системе общего и среднего профессионального образования», программу ДПО «Кинопедагогика: теория и практика». Иван Иванович предложил и различные пути реализации кинопедагогики на практике: фестивальное движение, совместные просмотры, в том числе документального, кино и его совместные обсуждения, знакомство с режиссерами, сотрудничество с кинокомпаниями и другие.
О воспитательной роли кино, о том, как его богатейший потенциал использовать для современной педагогики, рассказывали учителя московских школ. Школу как медиапорект представила зам. директора ГБОУ Школа №1529 имени А.С Грибоедова Александра Александровна Кобелянова. Демонстрируя фильм о своей школе, которая отметила 120-летний юбилей, она отметила важность воспитательной роли среды, значение места школы на карте Москвы, перекличку старого и нового – традиций и новаций. Учитель русского языка и литературы, координатор проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО ГБОУ Школа № 2097 Алена Евгеньевна Минязева рассказала о том, как в школе организуется Международный кинофестиваль имени братьев Борисовых, о том, какое значение имеет мероприятие для взаимопонимания детей в поликультурной среде школы, в том числе между российскими и китайскими школьниками.
Целую программу представил коллектив ГБОУ № 854 из Зеленограда. О Музее семьи и семейном кино рассказала педагог Марина Юрьевна Деметрашвили: в школе проводится киноконкурс «Белые журавли», дети снимают ролики с воспоминаниями бабушек и дедушек, ставят исторические спектакли. Семейный фильм-проект «Как мы провели лето» представили члены многодетной семьи – мама и ее сын-ученик школы. Семьеведению была посвящена и презентация авторских работ режиссером Максимом Юрьевичем Тереховым – участники форума увидели снятый с помощью искусственного интеллекта микрофильм «Бабушка и время».
Специальным мероприятием Педагогического кинофорума стала встреча с режиссёром, сценаристом, продюсером, членом Союза кинематографистов России Татьяной Мирошник. Представляя режиссера, чья работа сегодня посвящена подростковому кино, проректор по дополнительному образованию МПГУ Дарья Александровна Кудрявцева отметила, что кино – особый мир, который позволяет наиболее ярко и полно моделировать действительность, и что это особенно важно для решения воспитательных задач. Собравшимся в зале Ученого совета МПГУ студентам и педагогам Татьяна Мирошник рассказала о документальном фильме-исследовании и книге «Я и кино», в котором дети проживают жизнь героев. По мнению режиссера, короткометражное кино лучше всего подходит под формат урока, обратила внимание на богатый педагогический ресурс документального кино, рассказала о том, как, с ее точки зрения, надо смотреть кино, в том числе в цифровую эпоху. Студенты, в свою очередь, спрашивали режиссера о любимых советских фильмах, о «вневременных» фильмах, которые стоит смотреть современному молодому человеку, о будущем современного кино.
Технологиям работы с киноматериалом в учебных и воспитательных целях были посвящены и два методических практикума от педагогов МПГУ. Слушателями стали школьные учителя и будущие педагоги – студенты старших курсов, обучающиеся по направлению Педагогическое образование, в том числе «История и воспитательная работа». На мастерской «Медиакультура педагога: от технологий к смыслам» заведующий кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, эксперт НОЦ «Теория и технологии управления в сфере культуры, образования и науки» ИГСУ РАНХиГС, доктор культурологии Ирина Александровна Купцова представила технологии и инструменты использования медиатехнологий как средства формирования ценностно-смыслового комплекса личности. Она познакомила слушателей с российской нормативно-правовой базой в сфере медиобразования, являющейся частью концепции национальной безопасности, с разработанными Минцифры России критериями медиаграмотности, с полезными для учителей медиаресурсами.
В рамках педагогической мастерской «Методика визуального исследования киноисточника», которую провела доктор ист. наук, профессор Кафедры ЮНЕСКО, зам. декана Факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ, член Союза художников России Анна Александровна Шевцова, слушатели познакомились с еще одним аспектом кинопедагогики в формате проблемного обучения. На примере анализа этнографического контента фильмов и сериалов Анна представила собственную методику визуального осмысления кинопроизведения как исторического источника, полезную как для развития критического мышления, креативности, коммуникации при выполнении групповых заданий, так и для предметного обучения в рамках курсов истории, антропологии, истории повседневности, культурологии и др. Интерес у слушателей вызвал и анонсированный семинар-практикум следующего педагогического Кинофорума — «Развитие креативности через призму эстетики кинопроизведения».
Параллельно шли увлекательные творческие киномастерские для учащихся московских школ и колледжей, к которым присоединились ребята из Лицея МПГУ. На мастер-классе «Туристические маршруты с киногероями на карте России» сотрудники и магистранты кафедры ЮНЕСКО Арина Бурова, Анастасия Большакова, Валерия Карапетян и Александра Фокина предложили участникам поделиться на команды и разработать свои уникальные туристические маршруты по России для известных персонажей зарубежных анимационных и кинофильмов, которые захотели бы посетить нашу страну в качестве туристов. Отвечая на запрос Кинг-Конга, Паддингтона, Нейтири из к/ф “Аватар”, Вилли Вонка из к/ф “Чарли и шоколадная фабрика” и других, ребята придумали путешествия по зоопаркам, вкусным кулинарным точкам, интересным музеям и природным заповедникам страны. Каждый проект был представлен на карте, а также дополнен изображениями главных особенностей выбранных для посещений мест. Всем участникам было очень интересно посмотреть на достопримечательности страны с разных точек зрения.
Мастер-класс «Город для всех: персонажи любимых мультфильмов в современной Москве» погрузил ребят в мир советской мультипликации. Ведущие – старший преподаватель Кафедры культурологии, директор Центра развития открытого образования МПГУ Надежда Борисовна Самойлова и аспирант, ведущий сотрудник центра Елизавета Самойлова, представили школьникам, как менялся город в представлении мультипликаторов разных лет. После этого ребята составили сценарии собственных анимационных фильмов для любимых персонажей известных советских мультиков: поселили их в современной Москве, подобрали для каждого лучшую профессию и любимые локации в городе. Прототипом некоторых стали исторические деятели – Александр Невский, Юрий Долгорукий, и герои российской истории – космонавты, современные разведчики.
Как большинство мероприятий, организуемых в МПГУ для московского учительства, Педагогический кинофорум стал открытой площадкой для всех, кто интересуется отечественными анимацией и кинематографом. В течение дня на разных мероприятиях форума были представлены лучшие практики московских школ в сфере кинопедагогики, деятельность школьных музеев, посвященных киноискусству, профильных медиаресурсов, индивидуальные и групповые проекты педагогов, школьников и студентов. Продолжением форума станут интерактивные занятия для учителей и мастер-классы по истории анимации для обучающихся московских образовательных организаций от педагогов и магистрантов, которые Московский педагогический государственный университет предлагает в рамках Культурно-просветительского проекта «Кинопедагогика в московской школе».
М. Кривенькая






































