Хотелось бы начать со сказочных (они содержатся в сказках) или детских вопросов (они задаются в раннем возрасте):
– что есть Зло?
– что есть Добро?
Но поскольку у нас с вами не сказка и не детство, то я только на вопросах и остановлюсь. Вы же мне сами рассказываете, что учите окружающих думать?
Вот я и предлагаю вам тоже показать такое умение размышлять. Или вопрошать? Или как соотносится умение вопрошать и умение размышлять?))
Есть совсем очевидная истина: фальсификация истории – плохо? И объяснять вроде бы это не надо?
Мы всё время боремся за правду? За то, чтобы история не содержала фальсификаций? И вы, мои юные друзья, на переднем фронте этой борьбы против фальсификаций? Умолчание о бедах, поражениях – это фальсификация? Фальсификация в науке истории и в обучении истории – это одно и то же? Цели науки истории и цели образования истории идентичны, соотносимы?
Вы обращали внимание, что почему-то мы и все в мире борются за «правду» только нашей истории, истории России?
И никто не борется за правду своей истории? И мы тоже не помогаем другим бороться за «подлинную», или «полную» историю других стран, национальных историй?
Почему так?
Почему история играет у нас другую роль, чем в других странах? Почему перестановка абзацев в наших школьных учебниках по истории волнует всех в мире? А вычёркивание в учебниках истории других стран целых эпох и народов никого не волнует в мире? Есть ли здесь какая-то «тайна»?
Почему у нас одним из важных элементов мировоззрения и ценностей стала и остаётся история?
Почему у других часто основу ценностей составляет набор потребностей?
Почему американские школьники уверены, что первым космонавтом был астронавт-американец? Почему такая фальсификация истории не вызывает бурю в американском обществе? Почему никто не вспоминает о правах? И почему никто не вспоминает о главном праве – знать, оставаться человеком? Почему мы не боремся против фальсификации истории в американском образовании? Надо ли разрушать «американскую мечту» исторической правдой?
Почему почти 1000 лет существования в не такой далёкой (как история Греции или Древнего Рима) истории сверхдержавы – Империи ромулов (Византии) – у нас и у других народов вычеркнуто из истории? Этой истории просто как бы не существует и она не изучается всеми? И почему такое тотальное умолчание и фальсификация – норма?
Можно ли вести диалог с тем, у кого придуманная история? С тем, у кого в голове история, которой не было? Или была только её часть? Можно ли и зачем вести диалог с теми, кто живёт в другом мире и мире, которого не было и нет?
Можно ли вести диалог, если правда разрушит вашего партнёра?
Можно ли вести диалог, если для вас важен смысл, а для партнёра удовлетворение?
Можно и нужно ли бороться за правду своей истории, если у всех других национальная история – всегда фальсификация? Надо ли бороться за правду своей истории, если, другими словами, такая фальсификация называется национальным взглядом на свою историю?
Надо ли бороться за то, чтобы изучение истории приводило к «задумчивости» и «хождению в народ», или за то, чтобы после изучения истории люди прижимали руку к сердцу и со слезами пели «Марсельезу» как во Франции, или «Знамя, усыпанное звёздами» (США), или «Польска не згинела»?
Когда правда истории превращается в фальсификацию, а фальсификация истории в правду?
Что есть правда?