Директор Покровского филиала МПГУ Людмила Бойченко в беседе о педагогике и преподавании рассказала о лингвофилософском исследовательском направлении, которое занимает ведущее место в парадигме синергетических исследовательских проектов и может быть интересно ученым-филологам, культурологам, психологам, акмеологам, а также интересующимся состоянием и развитием современного русского языка.
Доцент кафедры гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, кандидат филологических наук Бойченко Людмила Васильевна родилась в 1969 году, в Забайкалье, в семье педагога и медработника. Работает в МПГУ с момента присоединения к вузу МГГУ имени М.А. Шолохова в 2015 году. А в филиале трудится с первого дня его создания в 2000 году. Должность директора Покровского филиала занимает с 2010 года.
– Людмила Васильевна, как обнаружить в себе талант преподавателя?
– Если вы любите детей, если есть потребность передавать знания, воспитывать детей в духовных и нравственных традициях наших предков, если есть потребность делать мир и душу человека лучше и красивее, то у Вас есть задатки таланта преподавателя и поэтому стоит задуматься о выборе данной профессии.
– Что самое сложное и интересное в деятельности преподавателя и педагога?
– Самое сложное – это постоянно учиться, соответствовать должности, профессии педагога. Трудно постоянно удерживать интерес к предмету в современном мире, где ллюдям доступно большое количество информации.
Самое интересное в жизни – это познание самого себя и окружающего мира. Самое интересное в деятельности педагога – научить познавать свой внутренний мир и мир, который окружает. Когда педагог заставил задуматься ученика о смысле жизни, о предназначении, когда заставил мечтать, поверить в себя, воплотить мечту – это интересно. Интересно видеть горящие глаза, интересно слышать одухотворенную речь воспитанников, интересно ощущать себя полезным человеком и преобразовывать мир.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий педагог?
– Обаянием, артистизмом, дружелюбием, искренностью, обладать лидерскими качествами и харизмой, обладать талантом оратора и при этом быть скромным человеком. Всю жизнь надо воспитывать прежде всего себя, развивать благородство и силу духа, не говорить плохо о других и учиться самообладанию. Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. Чтобы зажечь других – надо гореть самому! Гореть любимым делом. «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! (В. В. Маяковский)
– Расскажите о научной работе в филиале, пожалуйста.
– Филиал располагает современными мультимедийными лекционными аудиториями, приспособленными для проведения международных научных конференций, круглых столов, семинаров, коллоквиумов. Библиотека филиала предоставляет доступ к широкому кругу источников информации для осуществления научных исследований. В фонде библиотеки филиала широко представлена научная и справочная литература по естественным, общественным и гуманитарным наукам, а также научные периодические издания. Библиотека предоставляет доступ к электронным информационным ресурсам (электронные библиотечные системы, базы данных, справочно-правовые системы и т.д.) для научных исследований.
В филиале работает научно-образовательный центр «Духовно-нравственного воспитания», на базе которого проводятся научные встречи, семинары, лекции, выставки и презентации. При центре работает музей писателя Сергея Иосифовича Фуделя, интерес к которому растет с каждым годом.
В филиале функционируют научно-практические лаборатории, позволяющие осуществлять прикладные исследования и разработки:
- Психолого-педагогическая лаборатория при кафедре гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин,
- Криминалистическая лаборатория при кафедре юриспруденции.
На базе лабораторий проводятся научно-практические семинары и мастер-классы. Основными научными подразделениями филиала являются кафедры:
- Кафедра гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин,
- Кафедра управления и информационных технологий,
- Кафедра юриспруденции.
Кафедры планируют научную деятельность, организуют исследования и научные мероприятия, включая проведение научных и научно-практических конференций, издательскую деятельность, исследовательскую работу студентов, готовят отчеты о результатах научной деятельности по направлениям исследований.
Лингвофилософский клуб «Покровский диалог» также ведет научную работу в филиале. Клуб создан в 2008 году по инициативе ведущих ученых из области гуманитарных знаний, являющихся представителями высших учебных заведений Владимирского региона. Научные руководители клуба – заведующий научно-образовательным центром «Духовно-нравственного воспитания» кандидат философских наук, доцент, член-корреспондент МАНПО Александрова Людмила Юрьевна и декан филологического факультета Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, кандидат филологических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО Артамонова Марина Владимировна. Лингвофилософское исследовательское направление занимает одно из ведущих мест в парадигме синергетических исследовательских проектов и может быть интересно ученым-филологам, культурологам, психологам, акмеологам, а также интересующимся состоянием и развитием современного русского языка, рассматриваемого в широком мировоззренческом контексте.
Задачи научной деятельности филиала – вовлечение студентов и преподавателей в научно-исследовательскую и инновационную деятельность, пропаганда научных достижений филиала во внешней среде и коммерциализация полученных научных достижений и разработок.
– Каковы результаты практической работы ваших студентов?
– Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий, составляют важную часть теоретической и профессиональной подготовки. Они проводятся по основным и наиболее сложным вопросам или темам любой учебной дисциплины. При отсутствии практических занятий трудно представить результат. Представьте себе дисциплину «Физическая культура» или «Речевые практики». Думаю, что смысл преподавания без практических занятий дисциплины теряет значимость.
– Чем живет ваш филиал?
– Покровский филиал сегодня – это не только качественное образование, но и региональный центр. Центр научный, просветительский, культурный, центр духовно-нравственного воспитания и образования.
Покровский филиал МПГУ открыт в марте 2001 года, хотя университет в городе появился гораздо раньше – в 1997-м (как представительство Московского открытого педагогического университета). За эти годы филиал подготовил для нашего региона несколько тысяч специалистов.
Филиал сочетает в себе традиции академического образования и современные образовательные технологии. Выпускники вуза востребованы в школах, дошкольных учреждениях, государственных и правоохранительных органах.
Покровский филиал МПГУ имеет хорошую материальную базу. Студенческий городок включает в себя четыре учебных корпуса, компьютерные классы, музей писателя-земляка Сергея Иосифовича Фуделя, выставочный зал декоративно-прикладного искусства и дизайна, столовая для студентов. Читальный зал при библиотеке оснащен персональными компьютерами.
Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Сегодня в филиале обучаются студенты по направлениям подготовки: иностранный язык, русский язык и иностранный, дошкольное образование, начальное образование, специальное дефектологическое образование, психология, прикладная информатика в экономике, экономика, юриспруденция, государственное и муниципальное управление.
Эффективно развивается дополнительное образование. Немаловажно, что программы дополнительного образования разработаны совместно с ведущими предприятиями региона.
Мы стремимся создать необходимые условия для студентов, качественного образовательного процесса и интересной внеучебной деятельности. Удобное географическое положение (100 км от Москвы и 86 км от Владимира) привлекает лучшие педагогические и научные кадры, а также – преподавателей-практиков. В филиале 85% преподавателей имеют степень доктора или кандидата наук.
В Покровском филиале проводятся культурные и спортивные мероприятия между студентами и учащимися других учебных заведений, также успешно развивается студенческое научное сообщество.
Покровский филиал имеет большой опыт обучения русскому языку, как иностранному. Языковые курсы при филиале прошли около 300 слушателей из Хорватии, Турции, Вьетнама, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Кроме того, в филиале работает центр тестирования иностранных граждан, где можно сдать экзамен для получения патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство и гражданство, а также – на уровень владения русским языком.
В этом учебном году мы объявляем набор студентов по направлениям подготовки:
- Экономика (бюджет и внебюджет), очная и заочная формы обучения;
- Прикладная информатика (бюджет и внебюджет), очная форма обучения;
- Нач. образование и дошкольное образование (бюджет и внебюджет) заочная форма обучения;
- Государственное и муниципальное управление (внебюджет), заочная форма обучения;
- Юриспруденция (внебюджет), очно-заочная форма обучения.
Беседовала Милана Салманова