16 мая 2022 г. исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося российского ученого-историка, археолога, филолога и искусствоведа, члена-корреспондента Петербургской Академии наук, Заслуженного профессора Московского университета, тайного советника, создателя и первого директора Музея изящных искусств им. императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), профессора Московских высших женских курсов (МВЖК), отца прославленного русского поэта Марины Цветаевой Ивана Владимировича Цветаева.
И.В. Цветаев родился 4 (16) мая 1847 г. в селе Дроздово Шуйского уезда Владимирской губернии. Он вырос в бедной семье деревенского священника, Владимира Васильевича Цветаева и его жены Екатерины Васильевны. Кроме Ивана у родителей было еще шестеро детей, но трое из них умерли еще в младенчестве. Когда мальчику было шесть лет, скончалась его мать. В 1853 г. семья Цветаевых переехала в село Талицы неподалеку от Шуи и Иваново-Вознесенска (ныне Ново-Талицы в пригороде Иванова). «Оттуда – из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род Священнический…», – писала Марина Цветаева.
Владимир Васильевич с ранних лет приучал детей к труду, от него же они получили первые уроки грамоты. Из воспоминаний Анастасии Цветаевой: «Строгий и добрый, рачительный хозяин, он заслужил глубокое почитание округи. Старший сын его, Петр, пошел по его стопам; второй, Федор, был инспектором гимназии, третий был наш отец; четвертый, Дмитрий – профессор русской истории. Росли папа и братья его без матери, в бедности. Мальчики ходили босиком и пару сапог берегли, обувая их лишь в городе…». Отец прививал детям любовь к Богу, поэтому Иван, как и трое его братьев, получил духовное образование. Начальное обучение И.В. Цветаев прошел в духовном училище в Шуе, затем перешел во Владимирскую семинарию, где в совершенстве овладел древнееврейским, латинским и древнегреческим языками.
Закончив в 1866 г. общеобразовательный курс семинарии, Иван Цветаев не остался в ней для прохождения богословского курса, а выбрал профессию врача. Он сдал экзамены и поступил в Медико-хирургическую академию, но вскоре был вынужден покинуть ее по состоянию здоровья. Юноша перевелся на классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1870 г. Цветаев окончил учебное заведение с золотой медалью и, получив диплом, занялся преподаванием. Первым местом работы Ивана Владимировича была петербургская гимназия, где он учил детей греческому языку. В 1872 г. молодой человек был приглашен на должность доцента в императорский Варшавский университет, где смог защитить магистерскую диссертацию по творчеству Тацита «Критическое обозрение “Германии” Тацита» и получить степень магистра. Чтобы усовершенствовать свои знания древних языков Иван Цветаев отправился в Германию, а затем в Италию. По возвращении из поездок он был зачислен в 1876 г. доцентом в Киевский университет Св. Владимира. Спустя короткое время его пригласили в Москву – на кафедре древних языков Московского университета появилось вакантное место преподавателя латинской письменности.
В 1877 г. Иван Владимирович Цветаев защитил докторскую диссертацию по теме «Сборник осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием» и стал профессором Московского университета. В 1889 г. он возглавил кафедру истории и теории изящных искусств. Российский и советский филолог Д.С. Недович, изучавший под руководством И.В. Цветаева античное искусство, древнегреческую и древнеримскую скульптуру, писал: «Курсы лекций отличались необыкновенным разнообразием: он читал римское искусство – и перед глазами слушателей возникало постепенное развитие форм античного храма и развертывались картины восстановленных Помпей с их богатой и яркой жизнью форума и терм; он читал искусство древнего Востока – и мы видели сфинксов Египта и крылатых быков Ассирии; он читал искусство христианской эпохи – и мы спускались за ним в катакомбы Рима, изучая гробницы и рассматривая потолки, покрытые росписью; он читал скульптуру Греции – и гипсовые группы как будто оживали перед нами». Одновременно с преподаванием в Московском университете Иван Владимирович читал курс «История изящных искусств» (в 1905 г. – курс «История искусств») на Московских высших женских курсах. Поскольку лекторская работа Цветаева постоянно прерывалась заграничными поездками, его имя в списках преподавателей МВЖК упоминался не регулярно.
Работая в Московском университете, И.В. Цветаев занимал еще должность хранителя Кабинета изящных искусств и древности, в котором хранились пятнадцать гипсовых слепков и небольшое собрание книг. Периодически коллекция пополнялась частными пожертвованиями и располагалась в старых комнатах недействующего больничного корпуса. Профессор замечал, что студентам не хватает наглядного материала. Для занятий по теории и истории искусств он составил «Атлас ваяния», где были иллюстрации множества памятников скульптуры и архитектуры. У Цветаева родилась идея музея, выполняющего просветительскую функцию: «…Идея этого музея – дать университету и нашему юношеству новое, идеально изящное учреждение. В этом вся награда, все честолюбие, наивысшее удовольствие». Вспоминает дочь, Анастасия Ивановна Цветаева: «…Так он перешел от чистой филологии к практической деятельности основателя Музея слепков работ лучших мастеров Европы для нужд студентов, не имевших средств ездить за границу изучать в подлинниках древнюю скульптуру и архитектуру…».
Иван Цветаев был женат дважды. В 1880 г. он женился на оперной певице Варваре Иловайской, дочери историка Д.И. Иловайского. Цветаеву было уже тридцать четыре года, его супруге – двадцать лет. Поселились молодые рядом с Патриаршими прудами, в Трехпрудном переулке, в деревянном доме, который был приданым Варвары. В браке, который длился десять счастливых лет, родились двое детей – Валерия и Андрей. В 1890 г., сразу после рождения сына, Варвара Иловайская умерла. В книге воспоминаний Марина Цветаева называла ее первой и вечной любовью, вечной тоской своего отца. Через год Цветаев женился во второй раз. Его избранницей стала Мария Мейн. У супругов родились дочери – Марина и Анастасия (в будущем известные поэт и писательница). Марина Цветаева: «Двадцати двух лет мама вышла за папу, с прямой целью заместить мать его осиротевшим детям. <…> Папу она бесконечно любила, но два первых года ужасно мучилась его неугасшей любовью к В.Д. Иловайской».
Мария Мейн-Цветаева была творчески одаренная женщина. Она великолепно играла на рояле и гитаре, писала стихи на двух языках, увлекалась живописью. Продолжая музицировать, она занималась воспитанием всех четырех детей, их творческим образованием. Марина Цветаева вспоминала: «Весь дух воспитания – германский. Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и на гитаре я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью». Это не мешало Марии быть ближайшим соратником и постоянным советчиком своего мужа во всех его делах и начинаниях. Она разделила с ним и мечту о создании в Москве публичного музея, где любой житель города мог бы познакомиться с лучшими образцами античного и европейского искусства. По вопросам создания музея Цветаев советовался и с отцом жены, Александром Даниловичем Мейном, который состоял в комитете по устройству двух петербургских музеев – Политехнического и Музея изящных искусств. Иван Цветаев вместе с супругой ежедневно посещали тестя, с которым делились мыслями о необходимости музея и обдумывали его устройство.
Открытию московской экспозиции мешали отсутствие финансов и здания, недостаток экспонатов. В 1894 г. состоялся I съезд русских художников и любителей художеств, посвященный передаче Москве картинной галереи братьев Третьяковых. Иван Владимирович произнес судьбоносную речь «Устройство музея античного искусства при Московском университете», призвав совместными усилиями создать новый музей изящных искусств в Москве на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета. Его стараниями был объявлен конкурс на лучший проект музея. В конкурсе из 15 работ был выбран проект архитектора Р.И. Клейна, которому Цветаев написал: «Раз мы залы отделываем в историческом характере, то будем держаться стиля, соблюдая хронологию. Будьте добры исключить из рисунка потолка залы Парфенона маски совсем, как не могущие принадлежать второй половине V века до н.э. …, эти рожицы принадлежат декадансу греческого искусства. Лучше какой-нибудь архитектурный орнамент. Только не эти маски, на которые я в зале Парфенона согласиться никак не могу». Создавался музей как учебный центр при Московском университете. Предполагалось, что гипсовые слепки и другие виды копий выдающихся произведений позволят студентам проследить историю мирового искусства. Местом для возведения музея был определен Колымажный двор – и здесь большую роль сыграл великий князь Сергей Александрович (Романов) – он активно способствовал созданию музея и укреплению его общественного статуса. 17 августа 1898 г. состоялась торжественная закладка музея. В 1900 г. И.В. Цветаев был назначен директором Румянцевского музея в Москве и занимал эту должность 10 лет.
Строительство здания детища И.В. Цветаева – музея изящных искусств длилось 14 лет, одновременно формировалась его коллекция. Супруги Цветаевы часто ездили в командировки, где выбирали экспонаты для коллекции и строительные материалы: «Это тебе, это – Асе, это – Андрею, а это – для музея» – с такими словами, по воспоминаниям Марины Цветаевой, ее отец возвращался из поездок. В своих воспоминаниях она называла музей «наш гигантский младший брат». Строился музей главным образом на частные средства. Из дневника И.В. Цветаева: «Весною 1895 года граф Витте мне грубо и надменно отказал во всякой поддержке этому Музею, сказавши, что „народу нужны «хлеб да лапти», а не ваши музеи“». После многочисленных переговоров Витте согласился лишь на 200 тыс. рублей. Проблему денежных средств Иван Цветаев решал в основном за счет меценатов. Деньги жертвовали вдовы, купцы, члены императорской семьи. Историк, профессор Московского университета Матвей Любавский: «Это прирожденный министр финансов, потому что так искусно добывать деньги из совершенно неожиданных источников, как это Иван Владимирович умел <…> это никакому графу Витте никогда не удастся». Имена жертвователей присваивались тем залам, создание которых они финансировали. Львиную долю пожаловал вице-президент Общества поощрения художников, наследник стекольной империи, владелец Гусевских стекольных заводов во Владимирской губернии Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Он дал более 2 млн. руб. золотом на строительство и отделку здания, приобретение экспонатов. Многие москвичи и петербуржцы завещали в пользу музея не только средства, но и свои домашние коллекции. Интересно, что самый многочисленный (более 6 тыс. предметов) раздел – египетская коллекция – был приобретен государством и подарен музею.
Когда И.В. Цветаев погрузился в заботы, связанные с музеем, ему было уже за сорок. Это был крупный ученый, работы которого по классической филологии получили известность в России и за границей. В 1888 г. он был избран почетным членом Болонского университета. Интересный факт: в 1949 г., на 200-летний юбилей раскопок в Помпеях из Италии в Академию наук была прислана медаль, награждающая Цветаева титулом почетного доктора Болонского университета, на 800-летие которого в далеком 1888 г. Иван Владимирович ездил в Италию. И.В. Цветаев – Заслуженный профессор Московского университета (1898), действительный член Петербургской Академии художеств (1903), член-корреспондент Петербургской Академии наук по разряду классической филологии и археологии (1904).
Основные труды ученого посвящены античной филологии, изучению италийских языков, а также искусства, культурной и общественной жизни древних народов. Вот некоторые из его работ: «Италийские надписи. Пелигинские надписи» (1883); «Заслуженный ординарный профессор Карл Карлович Герц. Некролог» (1883); «Италийские диалектические надписи» (1886); учебные пособия «История римской литературы. Курс лекций» (1887); «Римские государственные древности» (1887); «Римские бытовые древности. Курс лекций» (1888); «Учебный атлас античного ваяния» (1890–1894); «Праздник христианской археологии в Риме весною 1892 г.» (1893); «Римские катакомбы. Из истории изучения их» (1896); «Записка о месте для памятника в Москве императору Александру III» (1897); «Экспедиция Н.С. Нечаева–Мальцева на Урал» (1900); «Из жизни высших школ Римской империи» (1902); «Труды и жертвы Юрия Степановича Нечаева-Мальцева по Музею изящных искусств им. императора Александра III» (1902); «Из жизни высших школ Римской империи» (1902); «Конспект лекций по истории античного искусства» (1904) и др. Какое-то время Цветаев плотно сотрудничал с журналом «Филологическое обозрение».
Зимой 1904-1905 гг. в еще не открывшемся музее случился пожар. К этому моменту само здание было возведено, но отделочные работы еще шли. Серьезно пострадали залы и коллекция – было уничтожено 175 ящиков с гипсовыми и бронзовыми копиями экспонатов Лувра, Берлинского, Мюнхенского и Британского музеев. Это событие подорвало здоровье Марии Цветаевой, которая в тот момент лечилась от туберкулеза. Для нее музей был почти таким же делом жизни, как для ее супруга, вся семья Цветаевых жила этим музеем. Мария скончалась в 1906 г. в деревне под Тарусой. Сегодня там открыт Музей семьи Цветаевых. Без матери остались дочери – четырнадцатилетняя Марина и двенадцатилетняя Анастасия. В 1910 г. министр народного образования Шварц обвинил И.В. Цветаева в «служебном нерадении» – случилась кража в Румянцевском музее, в котором работал на тот момент Иван Владимирович. Виновного нашли, Цветаева оправдали, но в музей зачастили ревизии – пока Шварцу, наконец, не удалось освободить Ивана Владимировича от обязанностей директора Румянцевского и Московского публичного музеев. К счастью, в деле разобрались, и с И.В. Цветаева сняли все обвинения.
31 мая (13 июня) 1912 г. состоялось открытие Музея изящных искусств им. императора Александра III, при участии Николая II и императорской семьи. Императора «подкупило» то, что музей будет назван в честь его отца. Участие императора, пусть и не такое значительное (Николай II выделил музею 300 тыс. рублей), сыграло решающую роль: люди стали жертвовать охотнее. В коллекции музея входили: книги и скульптуры, минералы и картины. Было много гипсовых скульптурных копий. Анастасия Цветаева: «…И было тихое торжество радости: не папе дарят что-то сейчас сильные мира сего, а он дарит всем, кто сейчас здесь, всей России – созданный им музей!..». Иван Владимирович Цветаев стал первым директором Музея изящных искусств (1911-1913).
Великий русский историк, философ, искусствовед и археолог Иван Владимирович Цветаев скончался через год после открытия музея, 30 августа (12 сентября) 1913 г. в Москве, в возрасте шестидесяти шести лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.
Известный русский философ, публицист и писатель В.В. Розанов написал на смерть ученого: «Малоречистый, с тягучим медленным словом, к тому же не всегда внятным, сильно сутуловатый, неповоротливый, Иван Владимирович Цветаев…, казалось, олицетворял собою русскую пассивность, русскую медленность, русскую неподвижность… Так думалось, глядя на его одутловатое с небольшой русой бородкой лицо, на всю фигуру его “мешочком”, и всю эту беспримерную тусклость, серость и неясность… Но,… безвидный, неповоротливый профессор Московского университета… совершенно обратно своей наружности являл внутри себя неутомимую деятельность, несокрушимую энергию и настойчивость, необозримые знания самого трудного и утонченного характера. Цветаев – великое имя в древнеиталийской эпиграфике (надписи на камне) и создатель Московского музея изящных искусств. Он был великим украшением университета и города».
В память о великом ученом Иване Владимировиче Цветаеве в середине 1960-х гг. в Москве, на фасаде построенного им здания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина была установлена мемориальная доска с его именем. В 1983 г. именем И.В. Цветаева назвали астероид (8332) Ivantsvetaev, открытый Л.Г. Карачкиной и Л.В. Журавлевой в Крымской Астрофизической Обсерватории. В городе Тарусе (Калужская область), в доме, где некогда жили Цветаевы, создан Музей семьи Цветаевых. В 2010 г. в Тарусе открыт памятный бюст Ивану Владимировичу, в городском парке установлен памятник дочери ученого-искусствоведа – Марине Цветаевой.
Уже больше века Музей Ивана Владимировича Цветаева знакомит посетителей с миром прекрасного искусства. Сегодня Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – не просто коллекция памятников культуры. Он представляет собой целый комплекс институций – это и Детский центр, и Музей личных коллекций, и галерея искусств Европы и Америки XIX–XX вв. Это известное культурное заведение хранит множество экспонатов, представленных в виде копий первоклассных памятников, а на их примерах студенты и другие посетители учатся тому, как нужно правильно воспринимать скульптуру. Здесь работают реставрационные мастерские и научная библиотека – одна из лучших в Москве. Здание, за сооружением которого наблюдал И.В. Цветаев, – памятник архитектуры и один из символов Москвы.
А.Ю. Кожевников, к.и.н.,
Дирекция изучения истории МПГУ