Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«Роботы в детском саду»: как будущие дефектологи осваивают STEM-образование на практике

Новости МПГУ

В рамках основного этапа педагогической практики студенты Института детства МПГУ, обучающиеся по программе специализированного высшего образования «Коррекционная педагогика в системе непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», погрузились в увлекательный мир робототехники, став участниками интерактивного мастер-класса «STEM-образование в условиях инклюзии». Он прошел на базе одной из ведущих образовательных площадок столицы — дошкольного отделения ГБОУ «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» Москвы — под руководством старшего методиста Л.Ф. Мансарлийской. От кафедры дошкольной дефектологии мероприятие курировала профессор Н.В. Микляева.

Мастер-класс, организованный совместно с преподавателем информатики и робототехники высшей квалификационной категории Балашихинского физмат-лицея (базовой школы Российской академии наук) Виктором Германовичем Филипповым, стал частью творческого проекта студентов и призван был помочь будущим специалистам по работе с детьми с ОВЗ преодолеть психологические барьеры перед использованием цифровых технологий в коррекционной работе. «Использовать робототехнику совсем не страшно, не сложно, а очень даже просто и интересно, — подчеркнул ведущий мероприятия. — Достаточно понять базовые принципы алгоритмизации, механизмов и программирования, чтобы начать применять их уже завтра в группе детского сада».

Студенты познакомились с конструктором LEGO WeDo 2.0 — одним из самых доступных и эффективных инструментов для развития инженерного мышления у дошкольников. На практике они собрали простых роботов, запрограммировали их движения с помощью визуального языка программирования и обсудили, как такие занятия могут быть адаптированы для детей с различными формами нарушений развития.

Особое внимание было уделено интеграции робототехники в коррекционно-развивающий и образовательный процесс: как использовать движение механизма для стимуляции речи, развитие навыков коммуникации, формирования причинно-следственного мышления и снижения тревожности у детей в инклюзивной среде. Участники отметили, что работа с роботами создаёт «безопасную зону» взаимодействия, где ребёнок чувствует контроль и успех.

«Это не просто игра, — делится впечатлениями одна из участниц практики, — это продуманная метафора, живой объект, который отвечает на действия ребёнка. Мы надеемся, как даже дети с минимальной речевой активностью оживляются, когда “оживет” их робот. Это мощный инструмент для эмоционального и когнитивного вовлечения в совместную деятельность».

Мастер-класс стал ярким примером реализации одного из ключевых модулей практики — творческого проекта «STEM-образование в условиях инклюзии». Студенты не только освоили технические навыки, но и разработали собственные мини-модули занятий, которые будут апробированы в группах в ближайшие недели.

Событие подтвердило важность междисциплинарного подхода в подготовке современных дефектологов. Теперь будущие специалисты уверенно говорят: технологии — не угроза гуманитарному знанию, а его союзник, способный сделать образовательный процесс более живым, персонализированным и эффективным.

Кафедра дошкольной дефектологии
дефектологического факультета Института детства

11 / 11 / 2025

Показать обсуждение