18 ноября 2024 г. в рамках воспитательной работы Института детства преподаватели кафедры психологической антропологии – доцент, кандидат педагогических наук Елена Сергеевна Рычагова и старший преподаватель Елена Борисовна Колосова – организовали для группы студентов дефектологического факультета посещение Российской государственной детской библиотеки.
Участники встречи познакомились с историей библиотек как культурно-просветительских центров в России, за рубежом и в древних цивилизациях, узнали об основных направлениях работы библиотек сегодня, обсудили специфику взаимодействия специалистов с разновозрастной аудиторией, поговорили о проблемах детского чтения и путях их решения. Особый интерес студентов вызвали первые книги для маленьких читателей, а также рекомендации экспертов в области детского чтения – опытных педагогов и психологов, – касающихся начала читательского пути ребенка, механизмов обучения чтению и грамотного сопровождения этого процесса со стороны взрослых, предупреждения типичных ошибок и заблуждений. Наталья Григорьевна Малахова, ведущий психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения, сначала познакомила студентов с вариативным насыщенным культурным пространством библиотеки, дала возможность познакомиться с архитектурной и предметно-пространственной средой, затем прочитала лекцию, ориентированную на профессиональные интересы и запросы будущих педагогов. Светлана Сергеевна Кукушкина, главный библиотекарь, сделала обзор книг по проблематике инклюзии, особого детства, продемонстрировала специальные книги для детей с разными образовательными потребностями, а также рассказала о возможностях и ресурсах библиотеки для будущих педагогов. В финале встречи студенты прошли увлекательный квест по культурным локациям библиотеки.
Из отзывов студентов
«Хочется отметить обустройство самого здания, планировку и украшение, которые добавляют сказочную атмосферу – хочется возвращаться туда снова и снова».
«Здесь есть всё необходимое не только для чтения, но и для творческого развития всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья».
«Каждый кабинет предлагает ребёнку свой неповторимый мир разных сфер творчества».
«Здесь показывают настоящие диафильмы, которые привлекают не только детей, но и их родителей».
«Родители могут приводить сюда в детей на занятия, а могут и просто прийти почитать вместе с ними».
«Мы удивились, что в этой библиотеке действительно ждут даже самых маленьких детей, которые еще не научились ходить. И мы видели таких малышей».
«Особенно запомнились занятия, на которых дети читают специально обученным собакам, кабинет сказок, стилизованный под что-то волшебное, где детям читают интересные истории и погружают их в мир чудес и фольклора, а также специально оборудованная комната, где маленькие читатели могут поиграть на музыкальных инструментах».
Кафедра психологической антропологии благодарит специалистов отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, Наталью Григорьевну Малахову и Светлану Сергеевну Кукушкину, за содействие в организации воспитательно-просветительского мероприятия и взаимодействие со студенческой группой на высоком профессиональном уровне. Это сотрудничество особенно ценно, так как исследования в области читательских практик – одно из направлений научной работы кафедры.