Среди институтов и факультетов МПГУ Художественно-графический ― особый факультет искусства, творчества. Он ― первый такой среди всех ныне существующих. Он был первым открыт в СССР, на нём первом была открыта аспирантура по специальности 13.00.02 ― «Методика преподавания изобразительного искусства, черчения и труда», 17.00.04 ― «История изобразительного искусства», был создан совет по защите кандидатских диссертаций.
Первыми деканами факультета были:
1941—1942 г. — Ткаченко Николай Иванович,
1942—1944 г. — Жарков Андрей Иванович,
1944—1947 г. — Балмасов Георгий Павлович,
1947—1953 г. — Владимирский Григорий Алексеевич,
1953—1962 г. — Серов Александр Михайлович.
В сети Интернет практически нет информации о руководителях ХГФ той эпохи. Историкам факультета ещё предстоит обобщить и опубликовать архивные документы. Но некоторые сведения мы можем найти уже сейчас.
Например, известно о том, что Николай Иванович Ткаченко, опытнейший методист, руководил педагогической практикой, он же вёл методику преподавания черчения. Николай Иванович знакомил студентов с методами преподавания рисования в дореволюционной и советской школе периода 20-х–40-х гг., раскрывал положительные и прогрессивные взгляды учителей-методистов прошлого.
Профессор Григорий Алексеевич Владимирский возглавлял одно время кафедру начертательной геометрии и черчения и был замечательным специалистом в области преподавания черчения и начертательной геометрии. В юбилейном буклете, изданном к 70-летию ХГФ, есть такая информация: “Владимирский Григорий Алексеевич ― профессор, кандидат педагогических наук, ученый в области теории построения изображений, создавший стереоскопические чертежи-анаглифы, издал серию учебных пособий для студентов ХГФ по графическим дисциплинам: «Перспектива», «Черчение», «Наглядные изображения в параллельных проекциях», «Сборник задач по начертательной геометрии для студентов педагогических вузов» и много других научно-методических работ. Большой вклад внес Григорий Алексеевич в преподавание начертательной геометрии и черчения, как на художественно-графических факультетах всей страны, так и в средней школе. Это был выдающийся педагог, в совершенстве владевший теорией и практикой начертательной геометрии и черчения”.
Про Александра Михайловича Серова в том же буклете читаем: “в 1953 г. деканом факультета стал Александр Михайлович Серов, который много сделал для его дальнейшего развития. Вместе с профессором К. И. Финогеновым он поднимает вопрос о совершенствовании учебных программ по рисунку и живописи… в 1962 г. кафедрой рисунка стал заведовать заслуженный работник культуры, кандидат педагогических наук, доцент A. М. Серов. … под редакцией А. М. Серова (с участием группы авторов: Н. Н. Ростовцева, К. И. Финогенова, Г. Б. Смирнова, В. С. Кузина, А. Е. Терентьева, Е. И. Комарова) издано первое кафедральное учебное пособие по рисунку для студентов художественно-графических факультетов «Рисунок» (1975)”.
Чуть больше сведений в сети Интернет можно найти о следующих (в хронологическом порядке) деканах ХГФ:
1962—1968 г. — Пучков Алексей Сергеевич,
1968—1977 г. — Триселев Алексей Васильевич.
Краткая биография Алексея Сергеевича Пучкова (1923 – 2016) есть на сайте МПГУ: https://mpgu.su/graduates/puchkov-aleksey-sergeevich/
Здесь читаем: “в 1962 году, Пучков стал деканом художественно-графического факультета МГПУ. Одновременно преподавал и занимался научно-методической деятельностью. Алексею Сергеевичу принадлежит идея создания более рациональных учебных планов, предусматривающих подготовку специалистов широкого профиля на художественно-графических факультетах. В течение многих лет Алексей Пучков вел ответственную работу в качестве ученого секретаря Ученого совета факультета, председателя Ученого совета, координировал научную работу кафедр, был членом Совета по присуждению ученых степеней, членом научно-методического Совета по художественно-графическому образованию при Министерстве просвещения СССР, членом Комиссии по эстетическому воспитанию детей при Союзе художников РСФСР. … С 1972 года А. С. Пучков заведует кафедрой живописи МГПУ. Ряд аспирантов под его руководством защитили кандидатские диссертации, став видными деятелями в сфере культуры и искусства”.
На сайте интернет-альманаха “Яварда” кроме краткой биографии представлены ещё и четыре работы художника: https://yavarda.ru/puchkov.html
Имя Алексея Васильевича Триселева есть в списке из 530 фамилий педагогов, студентов и сотрудников МПГУ – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла: https://mpgu.su/novosti/imja-tebe-pobeditel/
Второй раз имя Алексея Васильевича упоминается на странице https://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-iskusstv/hgf/struktura/kafedryi/kafedra-istorii-hudozhestvennoy-kulturyi/o-kafedre/ другой информации там найти не удалось.
В качестве компенсации представляем вашему вниманию совместный труд Алексея Сергеевича Пучкова и Алексея Васильевича Триселева “Методика работы над натюрмортом”.
Пучков, Триселев, “Методика работы над натюрмортом”, Просвещение, 1982
Чтобы получить чуть больше сведений об Алексее Васильевиче Триселеве на помощь нам приходит юбилейный буклет к 70-летию ХГФ: “Алексей Васильевич Триселев окончил в 1956 г. с отличием художественно-графический факультет (вечернее отделение) МГПИ им. В. П. Потемкина. В этом же году начал работать на кафедре начертательной геометрии и черчения в должности ассистента. С сентября 1958 г. был избран на должность старшего преподавателя кафедры методики рисования, черчения и труда. С 1960 по 1963 гг. обучался в очной аспирантуре, по окончании которой защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблема подготовки учителей начальных классов в педагогических институтах по рисунку с натуры» (научный руководитель ― Н.Н.Ростовцев)… преподаватели кафедры (Н.Н.Ростовцев, Н.Н.Анисимов, А.В.Триселев) подготовили учебные программы по «Методике преподавания изобразительного искусства в школе». В содержание практических занятий, согласно этим программам, были включены: обязательные упражнения по формированию навыков педагогического рисования на классной доске, репетиции фрагментов уроков с демонстрацией приемов работы акварелью, упражнения по выполнению набросков и наглядных пособий. Особое внимание отводилось упражнениям по созданию учебных пособий, а также разработке эскизов декоративного оформления школы… в 1968 г. Алексей Васильевич получил звание доцента. С мая 1974 г. переведен на кафедру живописи. В период работы на кафедре методики им опубликованы в соавторстве с С.И.Баншек и М.Д.Чековой «Типовые планы уроков по черчению в средней школе» (Учпедгиз, 1959), в соавторстве с С. И. Дембинским и А. М. Лавровым ― альбом таблиц-плакатов для 1–3-х классов «Изобразительное искусство в начальной школе» (Просвещение, 1976). В соавторстве с Н. Н. Ростовцевым и Н. Н. Анисимовым он принимал участие в разработке программ по «Методике преподавания изобразительного искусства в школе»; в соавторстве с А. С. Пучковым опубликовал учебное пособие для студентов «Методика работы над натюрмортом» (Просвещение, 1982). А.В.Триселев был научным руководителем пяти аспирантов, которые успешно защитили кандидатские диссертации”.
В заключение приведем цитату из монографии научного руководителя Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ, академика Российской академии образования, академика Российской академии художеств Станислава Петровича Ломова: “в советское время была создана уникальная система художественного образования, открывшая возможности перед детьми и подростками для развития творческих задатков в области литературы, музыки, изобразительного искусства, театра и кино. В последние годы она все чаще подвергается критике. Причиной поверхностного подхода и самой возможности необоснованных оценок является то обстоятельство, что до настоящего времени история художественного образования в России остается недостаточно изученной областью знаний, исследуемой, как правило, фрагментарно с позиций узкой специализации исследователя” (Ломов, Ломова, 2018).
Будем надеяться, что новое поколение молодых исследователей продолжит славные традиции Художественно-графического факультета, и, осмысляя опыт предыдущих поколений с помощью современных инновационных технологий, обогатит педагогическую науку новым знанием под руководством мудрых наставников.