С 27 по 29 октября состоялась III Научно-практическая конференция с международным участием «Ежегодные Санкт-Петербургские Монтессори-чтения» на тему «Начальная школа Монтессори в российском образовательном пространстве». В рамках программы конференции состоялась акция «Дети учат взрослых», 11 пленарных докладов, 8 секций, 24 мастер-класса, 2 круглых стола, 1 интерактивная экскурсия, брифинг с учителями Монтессори-школы Михайловой, встреча с выпускниками и работа выставки материалов, литературы и детских работ.
По приглашению Елены Александровны Хилтунен (идейного вдохновителя Монтессори-чтений) в конференции приняла участие представительная делегация МПГУ. Поездка была организована по инициативе кафедры психологической антропологии. Делегация состояла из 12 человек: зав. кафедрой, профессора Алексея Сергеевич Обухова; доцентов той же кафедры Елены Сергеевны Рычаговой, Нины Леонидовны Кондратьевой, Елены Игоревны Адамян; заведующего кафедрой информационных технологий в образовании, профессора Елены Игоревны Булин-Соколовой; студентов 2 курса Института иностранных языков, Вячеславы Буркина, Марии Вавилины, Татьяны Горюшкиной, Екатерины Наместниковой, Евгения Парежева, Марии Сысиной, Ильдара Хайрулина.
Участники конференции смогли познакомиться с различными образовательными системами начального образования, представленными на конференции. В рамках психолого-педагогического модуля студенты почеркнули для себя большое количество новых методик построения, проведения, поддержания, сопровождения образовательного процесса; узнали про методики проведения конкретных дисциплин в разнообразных образовательных системах; получили возможность взглянуть на образовательный процесс вне рамок ментального стереотипа его организации, сложившегося у многих людей за долгий период обучения в «обычной школе». Конференция познакомила участников с учениками Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой на различных возрастных этапах, начиная с младших школьников, заканчивая выпускниками школы.
27 октября все желающие могли попробовать себя в роли учеников Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой, учителями которых выступили дети с 1-го по 9-ый класс. «Учителя» научили «учеников» учиться в трёх «ступенях» школы, а именно: первой (1-2 год обучения), второй (3-4 год обучения) и третьей ступени (5-9 год обучения). Дети познакомили взрослых с работой по автодидактическим материалам Монтессори, дали провести опыты и исследования, рассказали про устройство и правила школы. В конце «ученики» и «учителя» делились друг с другом эмоциями и впечатлениями от проведённой акции.
Один из мастер-классов в насыщенной программе 28-29 октября провел профессор МПГУ А.С. Обухов на тему «Психологические основы исследовательского обучения».
В рамках круглого стола по проблеме профессиональной подготовки Монтессори-педагога были заключено соглашение между Межрегиональной ассоциации Монтессори и МПГУ по подготовки и открытии магистерских программ. Планирует открытие магистерской программы по подготовки Монтессори-педагога к дошкольной ступени в 2017 году, а к начальной школе в 2018 году. Совместными усилиями готовится к открытию центр с Монтессори-материалами в Институте детства МПГУ.
Делегация МПГУ выражает безмерную благодарность за гостеприимство и насыщенную, содержательную программу конференции: эксперту ассоциации Монтессори-педагогов России Е.А. Хилтунен; председателю межрегиональной Монтессори-Ассоциации, О.В. Ивановой; руководителю Северо-Западного представительства Межрегиональной Монтессори Ассоциации, директор ЧОУ «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой» В.В. Михайловой; спикерам, организаторам и участникам конференции; всем учащимся и учителям Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой.
Представляем впечатления студентов-участников конференции от Института иностранных языков:
Парежев Евгений:
«В октябре мне представилась уникальную возможность поучаствовать в Научной-практической конференции, связанной с образовательной системой Монтессори. Я, частично зная биографию Марии Монтессори и её новообразования в педагогической области, понял, это – отличная возможность увидеть и поучаствовать в необычной для меня системе образования, в которой совсем другая организация образовательной процесса, и посмотреть работу принципа самообразования в практическом поле. Моя личная цель была – разрушить собственный ментальный стереотип об организации образовательного процесса. А именно, я хотел посмотреть на «детей Монтессори», их познавательную активность, интересы, мотивы и то, что получается «на выходе», когда ученики заканчивают школу.
В первый день нас сразу же с головой погрузили в атмосферу Монтессори. В рамках акции «Дети учат взрослых» мы превратились в учеников Монтессори-школ, а ученики – в наших учителей. Так получилось, что меня выбрали ребята из первой ступени, которые научили меня различать плоды хвойных растений. Тот подход, который применяли в моей школе, кардинально отличается от того, который используется в педагогике Монтессори. При обучение были задействованы почти все органы чувств, слух (слушал то, что говорили мне мои учителя, их объяснения), зрение (видел различные виды хвойных на картинках, видел их настоящие плоды перед собой), осязание (держал в руках шишки, трогал и ощупывал их). Также мои учителя дали мне возможность изобразить моё видение этих плодов на бумаге, попросив меня зарисовать их. Честно говорят, работа с различными органами чувств оставляет более значительный след в памяти, чем простое механическое заучивание.
Также приятным фактом для меня оказалось то, что дети в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой не боятся ошибаться. Они также не ругали за неправильные ответы и меня. Многие из них исправляют себя и обращаются за помощью к учебной литературе. И это, по-моему мнению, прекрасно! Это создаёт очень добрую и дружескую атмосферу для дальнейшего обучения, а именно, в такой обстановке ученику не страшно задавать вопросы, интересоваться, узнавать и делиться впечатлениями. Это определённо порождает у обучающихся познавательную активность. Ведь в любом учении, проекте, исследовании неизбежно будет большое количество ошибок, если мы будем боятся их делать – мы будем бояться учиться, следовательно учебная деятельность осуществлена не будет. Как говорится, на ошибках учимся, ошибки – это опыт.
Также я осознал насколько важна рефлексия в процессе обучения. Психологи Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой поближе познакомили нас с тем, как они организуют процесс рефлексии в школе. Ученики школы, в зависимости от возраста, пишут свои рефлексивные работы в различных вариациях. Например, они зарисовывают следы на бумаге и в каждом пишут открытие за неделю, учитывая то, как эти следы смогут понять другие. Или же пишут эссе о своих впечатлениях, открытиях за неделю – что получилось, а что нет. Дети составляют метафорический портрет на определённую тему. Например, они могут стать частью большой мельницы. В портрете они сами могут выбрать какой частью им быть и обозначить свою функцию в работе всей мельницы, поделиться своими чувствами и впечатлениями. Самые творческие ребята могут самостоятельно придумать себе рефлексивное задание и реализовать его. Всех заданий и не описать. Каждый раз детям предлагается что-то новое. Самые маленькие «дети Монтессори», которые ещё не умеют писать, обсуждают с психологами свои открытия и впечатления в рефлексивном кругу, рисуют рисунки на определённую тему. Это способствует структурированию мыслей детей, осознанию важности знаний и открытий в жизни, помогает ученикам в развитии речи.
Я безмерно благодарен кафедре психологической антропологии за предоставленную возможность. Я смог увидеть много различных систем образования, в частности, я смог стать учеником Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой на небольшой промежуток времени. Мне удалось расширить свой кругозор как педагога, понять как лучше развивать ребёнка через сравнение различных образовательных систем. Я понял важность того, чтобы учебная задача стала не только задачей учителя, но и личной задачей учащегося, чтобы он сам заинтересовался ею и сам пережил её. Учение должно иметь для ребёнка реальное применение в жизни, а не являться чем-то абсолютно абстрагированным от неё.»
Наместникова Екатерина:
«На прошлой неделе нам выдалась прекрасная возможность стать участниками научно-практической конференции с международным участием «Санкт-Петербургские Монтессори-чтения». В первый день конференции нам выпала, на мой взгляд, потрясающая возможность почувствовать себя учениками в Монтессори школе. В процессе перевоплощения в учащихся нас сопровождали сами ученики.
Меня выбрали две девочки из 1 ступени, которые объяснили мне разницу между двумя, на первый взгляд, совершенно одинаковыми геометрическими фигурами и мне, наконец-то, стало понятна та информация, которая не была передана в течении одиннадцатилетнего обучения в общеобразовательной школе, и которая до того самого момента казалась непостижимой. Я на собственном опыте пережила то, что очень хорошо было отражено в книге одного из самых известных в России детских психологов профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Как учиться с интересом»: «дети (и взрослые) не могут полноценно учиться будучи зажатыми в «прокрустово ложе» обязательными школьными требованиями и методами принуждения».
Для меня самым главным условием успеха послужили мои учителя. Они дали мне свободу действий, предоставив мне тем самым право на ошибку. Они увлекли меня и в те самые драгоценные моменты я испытывала настоящий восторг и жуткий интерес к ранее непонимаемой мною теме.
За последующие два дня конференции я усвоила для себя некоторые истины:
1.Ассоциации крайне важны для дальнейшего построения учебного процесса потому, что как положительные так и отрицательные переживания переносятся на изучаемый ребёнком предмет.
2.Положительные эмоции составляют большую часть успеха выполнения задачи (т.е. любая деятельность успешна, когда она делается с удовольствием).
3.Положительная эмоция от выполненного задания или от любой деятельности «запускает» познавательный интерес ребёнка, который учителю потом нужно поддержать.
Подводя итоги мне хотелось бы в первую очередь поблагодарить Кафедру психологической антропологии за предоставленную возможность получить неоценимый опыт общения с учениками и методами обучения в школе по системе Монтессори. Эти несколько дней оставили неизгладимые впечатления, которые в дальнейшем помогут мне как учителю иностранных языков».
Вячеслав Буркин:
«С самого начала данная конференция была для меня загадкой. Как только мне поступило предложение посетить данную конференцию – я начал искать информацию о системе обучения Монтессори во «всемирной паутине». И меня очень удивила найденная информация.
Уже в поезде меня одолевали сомнения об организации учебного процесса в подобных учреждениях, ведь раньше я никогда не сталкивался с подобными методиками обучения. С одной стороны они удивляли меня и я был шокирован (в хорошем ключе) подобным методом обучения. И одновременно с этим я с трудом представлял, как все это организовано.
27 октября мы прибыли в школу, где мы поучаствовали в потрясающей акции «дети учат взрослых». Как только детям дали возможность выбрать, то сразу 4 ребёнка подбежали ко мне и хотели утянуть на урок, но я объяснил им, что буду снимать «большой фильм», поэтому отказался. Во время урока все дети были увлечены и старались как можно большему обучить взрослых. Сами же взрослые так увлеклись данным процессом, как не заметили, что урок вскоре подошёл к концу, прося детей продолжить.
Больше всего меня поразила образовательная среда, в которой происходил данный урок. Дети и взрослые сидели на коврах, играли, использовали наглядные пособия. Атмосфера, в которой я находился, была просто не передаваема. Столько отдачи от детей я никогда не встречал в своей жизни.
Последующие дни мы посещали мастер-классы, на которых узнали поистине важную информацию по работе с детьми. Например, проведение урока в виде диалога, во время которого класса разбивается на команды и отстаивают свои позиции и строят гипотезы. Также мне понравился мастер-класс, посвящённый обучению иностранным языкам. Из него я подчерпнул не мало хороших методик, которые с радостью применю в своей практике.
Данная конференция оставила приятный след в моей карьере педагога. Я снова убедился в том, что обучение детей – это мой путь. Да, он очень непростой, но «игра стоит свеч». И данная конференция убедила меня в том, что нужно идти до конца и становится хорошим специалистом в этой сфере.
Так я и поступлю.»
Хайрулин Ильдар:
«Если не углубляться в подробный анализ того, что я увидел на этой конференции, то мои впечатления можно охарактеризовать словосочетанием «восторженная заинтересованность». То, что я наблюдал в Санкт-Петербурге, вызывало у меня восторг пожилого человека, впервые увидевшего компьютер, и чувствующего тектонические сдвиги в собственном мироощущении. Осознание того, как старые концепты привычных вещей вытесняются новыми, как множество вещей теперь можно будет делать быстрее, интереснее и эффективнее ещё долго заставляло меня задумчиво рефлексировать. В то же время, как и пенсионер, которому первый раз показали Интернет, я большей частью ничего не понял. Да, до меня дошли основные принципы, но я до сих пор не понимал, как и с помощью каких конкретных механизмов это работает. Это комбинация восторга и недопонятости вылились в огромное желание дальше изучать методы системы Монтессори.
Пожалуй, вот то, что оставила в моём сердце эта конференция. Ну а что она оставила у меня в голове – это уже совсем другая история.
Хотелось бы выразить отдельную благодарность моему университету за предоставленную возможность стать частью этого путешествия в мир Монтессори».
Вавилина Мария:
«На конференцию я попала по счастливой случайности, даже не рассчитывая на то, что буду посещать каждое её событие. Я думала, что посещу первый день, а все остальное время буду гулять по Питеру в компании друзей.
На самом деле я очень рада тому, как сильно ошиблась. Даже не рассчитывала, что я настолько сильно поменяю свои взгляды и какие-то неоправданные стереотипы в отношении подхода к обучению детей в целом и педагогике Монтессори в частности.
Что для меня стало показателем успешности этого события стало желание остаться, посетить ещё несколько семинаров, купить ещё больше представленных материалов, побольше пообщаться с детьми и педагогами этой школы.
На самом деле, семинары не только расшили мой кругозор и изменили понимание педагогики, но и привнесли сильные изменения именно в моё личное восприятие детей.
Особенно приятно чувствовать в себе эти изменения, фактически видеть – как переосмысляешь произошедшее, услышанное, увиденное на чтениях. Думаю, эти три дня были неоценимо продуктивными для меня, я в корне изменила своё отношение к данной области знаний. Также очень хочется отметить, что конференция будто подтолкнула меня вперёд, мотивировала к погружению в эту тему, поиску новой информации, желанию взять максимум из всевозможных источников и применить это на практике.
Смотря на себя перед конференцией и после неё, хочу сказать большое спасибо кафедре психологической антропологии за такую потрясающую возможность обогащения знаниями и опытом, привнесёнными в моё становление как педагога».
Мария Сысина:
«Мои впечатления по поводу конференции Монтессори совершенно однозначные. Не было тех вещей, которые мне не понравились. Наверное, это невероятный, интереснейший опыт моей жизни, и пожалуй лучшие впечатления как от поездки от Университета. Было здорово, когда нас обучали дети, они учили нас при помощи необычного материала. Было необычным и то, что дети действительно получали пользу от самообразования. Они продуктивно проводят своё время в школе. Все семинары, которые я посетила, дали мне не только новые знания и приёмы, но также и возможность пообщаться с учителями и директорами, что тоже является хорошим опытом для меня как для будущего педагога. В целом, атмосфера мероприятий, семинаров была положительной. В какой-то степени обидно за тех, кто не побывал там. Думаю, никто не остался равнодушным к данному мероприятию».
Видео о проекте «Дети учат взрослых», снятый и смонтированный Евгением Парежевым и Вячеславом Буркиным.