С 8 по 10 марта делегация от МПГУ вместе с ректором Алексеем Львовичем Семеновым изучили опыт американских коллег в подготовке педагогов, поделились своим и договорились о новых совместных проектах.
Дневник поездки
8 марта. Католический Университет Колдуэлла, штат Нью-Джерси (США).
Посмотрели как устроен университетский кампус и жизнь студентов: компьютерные классы, научные лаборатории, спортивная инфраструктура, библиотеки, рекреационные пространства для свободного общения, офис по делам студентов, центр тьюторской поддержки отстающих студентов.
Посетили расположенный в университете Центр АВА (прикладного поведенческого анализа), где оказывается помощь детям раннего возраста с особенностями развития (аутизмом). В центре работают специалисты ABA, а также проходят практику студенты университета, специализирующиеся в этой области.
Специальная встреча была организована с преподавателями педагогического факультета университета Колдуэлла, на которой академик Алексей Семенов рассказал о развитии современных когнитивных наук и важности применения их принципов при подготовке учителей.
На встрече с президентом Университета доктором Нанси Блэттинер договорились о будущем сотрудничестве университетов, обменных программах для студентов и преподавателей.
9 марта. Встреча с Элханоном Голдбергом.
Встретились с известным американским ученым, специалистом по деятельности мозга, директором Института нейропсихологии и познавательных процессов Нью-Йоркского университета профессором Элханоном Голдбергом.
Обсудили вопросы сотрудничества в области когнитивных методов обучения. Договорились об участии профессора Гольдберга в магистерских программах Института «Высшая школа образования», в том числе ведение онлайн курса для магистрантов и научном руководстве аспирантами Института. Также профессор принял приглашение приехать в 2017 году в МПГУ с публичными лекциями.
Посещение Бард Колледжа.
Посетили Бард Колледж (штат Нью-Йорк, США), являющийся мировым лидером в образовательных программах Liberal Arts.
В МПГУ активно внедряется Liberal Arts в программах бакалавриата и магистратуры, поскольку это подход очень близок новой концепции обучения университета. В модели Liberal Arts студенты учатся не «тому, что», а «тому, как», что дает при окончании курса не набор знаний в той или иной области, а компетенции междисциплинарного характера, необходимые будущей профессии и в личностном развитии. Это достигается через развитие у студентов общих навыков мышления, чтения, устной и письменной коммуникации, исследовательской работы, организации материала и др. Liberal Arts широко используют в обучении интерактивные методы, делают установку на диалог и активное общение преподавателя со студентом.
Делегации МПГУ были на тренинге для тьюторов – студентов старших курсов, которые помогают новичкам и отстающим не только учиться, но и просто освоиться в Бард Колледже. После тренинга Алексей Семенов обсудил с Джимом Келлером, руководителем программы тьюторства, специфику этой работы
Во время визита делегации МПГУ встретилась с вице-президентом Бард-Колледжа Джонатаном Беккером, заместителем директора Института «письма и мышления» Эрикой Кауфман и руководителем магистерских программ по подготовке учителей Дереком Фуром, координатором международных программ Силией Бланд. Были достигнуты договоренности о тесном сотрудничестве в области магистерских программ по подготовке учителей в МПГУ.
10 марта. Встреча с Дугом Лемовым.
Дуг Лемов – известный специалист в области современных методов обучения, руководитель организации «Uncommon schools» («Необычные школы), автор бестселлера «Мастерство учителя». Встреча прошла в штаб-квартире Uncommon schools в городе Олбани.
Во время визита, делегация МПГУ познакомилась с принципами работы творческой команды Uncommon schools. Приняла участие в он-лайн семинаре, на котором разбирались видеофрагменты уроков лучших учителей разных школ США. Такая работа регулярно ведется в Uncommon schools. Лучшие практики выделяются, обрабатываются и оформляются в свод «технических приемов», удобных в использовании любому учителю.
Договорились о возможностях стажировки в Uncommon schools лучших магистрантов Института «Высшая школа образования», а также учителей, обучающихся по программе переподготовки. В перспективе запланировали разработку совместной программы повышения квалификации действующих учителей и профессиональной подготовки будущих учителей.