Институт филологии и Институт изящных искусств ко дню памяти великого русского поэта А.С. Пушкина
185 лет назад 10 февраля 1837 года остановилось сердце Александра Сергеевича Пушкина.
За два дня до этого скорбного дня в квартиру на набережной Мойки (дом 12) привезли его, смертельно раненого на дуэли. «Погиб поэт! – невольник чести», – оценка молодого современника, Михаила Юрьевича Лермонтова, сегодня хрестоматийная, точно выражала ту нравственную коллизию, которую с достоинством разрешил Человек и Поэт.
На следующий день после его смерти вышел некролог авторства писателя и издателя Владимира Одоевского: «Солнце нашей Поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое Русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое Русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть!» Это был тот случай, когда современники понимали силу пророческого слова, произносимого в своем Отечестве. А Пророку и Поэту было всего 37 лет!
Трудно переоценить то наследие, которое оставил нам Александр Сергеевич Пушкин: неисчерпаемую духовную энергию, нравственные ценности и, конечно, выразительный слог, которым навсегда обогатил русскую литературу поэтический гений. А еще – подлинную любовь к родине, вовсе не «квасной патриотизм» (выражение и появилось в пушкинскую эпоху для выражения показного ура-патриотического пафоса), а глубокое чувство причастности к истокам российской истории, ее современности, к самым драматическим ее поворотам и мощному течению.
Эта причастность была выражена не раз в романах, поэмах, лирических шедеврах Пушкина. Но наиболее выразительно – на излете жизни поэта в словах, адресованных в полемическом ключе русскому философу, возмутившему общественное мнение опубликованным в журнале «Телескоп» в 1836 г. «Философическим письмом», Петру Яковлевичу Чаадаеву. Вот эти слова Пушкина:
«…Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал».
В них одних уже воплощена та система смыслов, которая питали многие поколения соотечественников, вдохновляя на труд и подвиги, которая питает и нас, тех, к кому поэт не раз обращался в своих бессмертных строках. Нельзя не вспомнить этих:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
«Вспомянем» поэта и сегодня, в этот день, который во все времена для нас будет носить отпечаток невыразимой боли и тоски. Еще раз перелистаем те скорбные страницы. За два дня до смерти, примерно в половине шестого, близ Чёрной речки, противники, вышедшие на поединок, начали сходиться, а через некоторое время А.С. Пушкин упал, проронив «Я ранен».
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец, – писал спустя столетие в стихотворении Эдуард Багрицкий, о «сладостно вольнолюбивом» поэте!
Испытывая нестерпимую боль, окружённый родными и близкими, друзьями и знакомыми, поэт достойно переносил последние мучения. Неожиданно Пушкин открыл глаза и попросил принести …морошки. Ждал он эту ягоду с большим нетерпением. Смог съесть только несколько ягод и через несколько минут скончался.
Но ты, в безвременную тьму
Вдруг поглощенная со света,
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!.. – писал Федор Иванович Тютчев о так внезапно, так несправедливо оборвавшемся пути поэта…
Вклад Пушкина в нашу культуру неоценим, он стал неотъемлемой часть национальной культуры, ее высокой мифологии, ее Текста. Именно он показал все замечательные достоинства великого русского языка, сделал доступным русский язык народу, искусно соединил литературную и разговорную речь, явив миру достоинства и красоту национальной жизни, по-новому осветив общечеловеческие ценности.
Передавая состояние, овладевающее при чтении шедевров гения п, Аполлон Николаевич Майков писал:
Его стихи читая — точно я
Переживаю некий миг чудесный:
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя…
Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё — восторги, страсти, муки –
В небесное преобразилось в них!
Именно Пушкин создал неподражаемые поэтические образцы. Его перу принадлежит первый русский роман в стихах «Евгений Онегин», ставший вместе с «Капитанской дочкой», великими поэмами «Полтава», «Медный всадник», вместе со сказками и другими шедеврами капищем национального самосознания. Творчество А.С. Пушкина является национальным достоянием и имеет поистине мировое значение.
Всмотримся еще раз в портреты Пушкина, в живописные полотна, написанные по мотивам биографии великого поэта. И еще раз повторим вслед за Аполлоном Григорьевым «А Пушкин – наше все»!
Студенты художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ на зимнем отдыхе в Огниково приняли участие в акции “Рисуем как Пушкин”, посвященной 185-летию со дня смерти Поэта.