7 сентября в Институте детства прошел День русского языка для первокурсников. Установочная лекция «Русский язык: единство в разнообразии» была прочитана доктором филологических наук, профессором М.А. Кронгаузом.
Любой язык – это система правил: орфографических, пунктуационных, морфологических и пр., и все они закреплены в справочниках и учебных пособиях. Но язык это и диалекты, и сленг, и «тайная речь», и графические и невербальные способы передачи мысли – в жизни мы постоянно сталкиваемся с его многообразием.
Некоторые аспекты русского языка освещались на семинарах и мастер-классах, большая часть которых была проведена преподавателями кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Института детства.
Как и когда люди начали передавать свои мысли с помощью графики, все ли древние тексты удалось «разгадать» (мастерская «Как люди научились писать?», ст. преподаватель М.А. Калина); что помимо безупречного знания языков требуется от переводчика (мастерская «Как работают переводчики?» к.пед.н. И.Л. Жуковой), что такое языковое древо, праязык, языковые семьи (мастерская к.филол.н. И.А. Магеррамова), «Кто и как пишет словари?» (мастерская доцента С.В. Зотовой) – этими вопросами задавались и получали ответы студенты двух факультетов.
Сегодняшние занятия позволили кому-то примерить на себя роль поэта (мастерские «Проба пера: сочиняем стихи вместе с детскими поэтами» зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальной школе, профессора Т.С. Троицкой и «Поэзия и я» ассистента этой же кафедры Ю.С. Сиренко). А кто-то обратился к феномену кодифицированных и «тайны» языков: «Молодежный сленг: история и современность» (мастерская к.филол.н. И.М. Гольберг), «Ерундопель русского языка» (мастерская к.пед.н. Л.С. Саломатиной), «Детские тайные языки» (ст. преподаватель А.Ю. Никитченкова).
Студенты получили возможность познакомиться с техникой выразительного чтения (мастерская «Конкурс чтецов», методист центра образования «Технология обучения» Л.В. Попова). Будущим педагогам была предоставлена возможность познакомиться со спецификой ведения проектной работы в области русского языка (мастерская «Проектные работы младших школьников: смотрим, обсуждаем, пробуем!», методист центра образования «Технология обучения» Ю.А. Рязанова) и с альтернативным подходом к учебникам для начальной школы (мастерская «Кто и как пишет учебники по русскому языку для начальной школы?» к.филол.н., доцент кафедры русского языка Института филологии и иностранных языков МПГУ С.В. Иванов). На семинаре «Фольклор нашего детства» (к.пед.н. А.Ю. Никитченков) участники обратились к жанру страшилок и пытались понять их природу и функцию в детском сообществе. «Техническим» способам передачи мысли были посвящены мастерские «Секреты каллиграфии» (к.пед.н. Ю.И. Соловьева) и «Язык тела» (к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии Н.М. Мякишева).
Также был проведен диктант, по результатам которого будет проведено деление на группы по изучению русского языка.
Результат работы мастерской зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания, профессора Т. С. Троицкой «Проба пера: сочиняем стихи вместе с детскими поэтами». Возможно ли это – вдруг стать поэтом? Студенты под руководством Татьяны Сергеевны проанализировали стихотворение Уолтера Де Ла Мэра “Гроздь винограда” (ритм, специфика рифмы, ступенчатое сужение образов) и попытались создать по аналогии собственные произведения. Каждая строфа здесь – результат творческого поиска того или иного участника мастерской.