Этот день марафона начался с манифеста: отношение к географии должно наконец измениться коренным образом! По мнению декана геофака МПГУ Елены Васильевны Филатовой, этому поспособствует появление на географическом факультете новых актуальных направлений, таких как экология и природопользование. У абитуриентов эти темы, несомненно, вызовут живой интерес.
А что могут делать сегодняшние учителя географии? Принимать вызов!
Именно об этом говорила профессор МГППУ Ольга Бахичева на лекции «Курс «Экономическая и социальная география мира»: структура, содержание как ответ на вызовы изменяющегося мира». География – предмет не менее живой, чем история: карта мира постоянно перекраивается, меняется расстановка сил, мы продолжаем осваивать природу. Все это необычайно интересно, если, во-первых, следить за новостями, и во-вторых, не бояться говорить с учениками на взрослые, сложные, важные темы.
– География должна делать ребенка компетентным, осведомленным по широкому кругу вопросов, – подчеркивает Бахичева, – но этого мало, знания о современном мире должны быть актуализированы.
Именно актуализировать, «оживить» массивы статистической информации о странах и регионах призваны новые УМК издательства «Вентана». Здесь отражены все глобальные вызовы современного мира: от стремительного роста безработицы и до конкуренции государств при освоении Арктического шельфа. Это уже не учебник по географии, а захватывающий блокбастер из последних мировых новостей!
Преподаватель географии лицея НИУ ВШЭ Сергей Леонидович Баринов прочел лекцию «Комплексное использование ресурсов современного учебно-методического комплекта как условие достижения результатов обучения и создания положительной мотивации в изучении предмета географии». По сути, молодой преподаватель на глазах у собравшихся описывал опыт пилотажа ФГОС.
Учителя узнали, как ведется научная деятельность в лицее «Вышки». Во-первых, разделены понятия проектной деятельности и исследовательской: можешь заниматься или проектом, или научным исследованием, только вначале определись, что именно будешь делать. Во-вторых, никто не спешит: индивидуальные исследования ведутся по полтора-два года. Научных руководителей у детей нет; это вчерашний день, при нынешнем объеме открытой информации. Теперь нужнее супервайзер – человек, который напоминает о дедлайнах и следит за тем, чтобы учащийся не отклонялся от темы. Есть и научный консультант – эксперт, к которому можно прийти с вопросом. Это учитель, или сторонний эксперт, или даже твой собственный отец: почему нет?
Юные исследователи вольны выбирать любую тему: хоть об оловянных солдатиках пиши, хоть о сквоттерах (такая неформальная группа людей, которые захватывают заброшенные здания). Ученикам предоставляется необходимая инфраструктура: научные семинары, конференции, онлайн-лекции. Устраиваются даже научные экспедиции по сбору материала – причем все оргвопросы ложатся на плечи педагога, а содержательную часть исследователи продумывают сами. Ясно, что такие эксперименты доступны только элитным школам, но освоить подход под силу всем.
– Тем более, что требования ФГОС с его проблемным обучением все равно скоро вас настигнут, – обещает Сергей Баринов.
Тем не менее, без мотивации к исследовательской деятельности дело не пойдет. Исследование – это когда ребенок сам ставит вопрос и хочет найти ответ. Если уж учитель подсказывает тему, то она должна «прижиться», чтобы ученик чувствовал, как будто он сам нашел тему и решил ее изучить.
– В противном случае бывает такое: дети, как вы думаете, почему солнце красное, когда садится? Вам неинтересно? Ну давайте все-таки подумаем, почему. Наверное, потому что… – и вот вы уже снова читаете привычную лекцию. Вопрос ребенком не присвоен, мотивация не возникла. Исследования не получится, даже если вы разделите их на группы и разрешите открыть гугл в смартфонах.
Вторая половина дня была посвящена физической географии. А где физическая география, там не обойтись без хорошей интерактивной карты. Такая карта была представлена на лекции «Развитие картографических умений школьников с помощью интерактивных карт издательства «Экзамен-медиа» в процессе реализации ФГОС НОО». Рассказывал и показывал доцент кафедры географического образования, инновационных и космических технологий МИОО Максим Соловьев:
– Географическая культура – важная составляющая часть общей культуры личности. Каждый должен освоить картографические умения: читать и понимать карту, знать условные знаки, номенклатуру обозначений, освоить азы топографии.
Максим Соловьев раскрывает первую карту: Великие географические открытия. Карта не загромождена ничем, а нажимаешь на кнопку – и оказывается, что в нее заложено два десятка важнейших путешествий. Можно открыть их все разом, а можно на время стереть маршруты Васко да Гамы или Магеллана, чтобы не мешались. Или предложить ученику самостоятельно нарисовать маршрут при помощи интерактивного «карандаша».
Топографическая карта тоже «разбирается» на черточки по желанию учителя: убрать рельеф, вернуть реке притоки, проложить дороги. Чтобы научить ребенка ориентированию на местности, полезно ввести элементы игры и сторителлинга:
– В девятом классе остается актуальным «Далеко-далеко на лугу пасутся ко…», – под общий смех говорит Соловьев. – Только в девятом классе это уже не просто «коровы», а молокозавод или даже мясное производство.
Топографические задания – обязательная часть программы, год от года они все сложнее и серьезнее. Для начала спросите детей, где веселее кататься на санках? Пусть отметит зоны катания, и вы поймете, умеет ли он читать топографическую карту.
Один факт печалит: пока отношение к географии не изменилось, все прелести интерактивных карт нужно вместить в один-единственный учебный час в неделю.
– А на экзамене никому не важно, умеешь ли ты на местности ориентироваться. Нужны знания, факты, и больше ничего, – с сожалением вздыхали опытные педагоги.
Будем надеяться, что статус географии и в самом деле будет вскоре пересмотрен. Как любят говорить в редакции журнала «География», без географии ты – нигде!
Информация с сайта Первое сентября