В этот день перед химиками стоял непростой выбор: заняться насущной проблемой ЕГЭ или подумать о том, как разнообразить учебный процесс?
– У тебя кто-нибудь сдает? Тогда иди к Доронькину, – то и дело слышалось в кулуарах.
Действительно, большинство педагогов начали день с лекции доцента кафедры химии РГУПС Владимира Николаевича Доронькина. Тема лекции – «Новые задания ЕГЭ-2016 по химии». Заданий этих – бесчисленное множество. Вроде все знакомо, а вопрос ставится по-новому. Раньше можно было догадаться, какие элементы вписать в формулу, а теперь – пиши формулу целиком. Раньше выбирали один ответ – теперь сколько угодно. Задания на сопоставление вещества и продуктов реакций написаны словами: проверить, насколько ученики владеют понятийным аппаратом.
Особое внимание аналитическим заданиям: дана цепочка превращений, известно начальное и конечное вещество, а как получили – придется разбираться пошагово, причем чаще всего решать «с хвоста», по выражению самого Доронькина.
– Ученик должен вспомнить общие свойства веществ, проверить кое-что реакцией обмена. В общем, эти задания систематизируют знания.
Из зала звучат уточняющие вопросы: с каким катализатором проходит реакция? Почему не указана температура, при которой проходит опыт?
– А это мое право составителя учебника! – полушутя-полусердито отвечает Доронькин, – Хочу ставлю температуру, хочу не ставлю. Хочу указываю, какой катализатор, хочу умалчиваю. Не ждите от меня упрощения – кое-что и сами должны додумать.
Тему ЕГЭ продолжил профессор кафедры химии МПГУ Юрий Николаевич Медведев на лекции «Особенности ЕГЭ-2016 по химии и стратегия подготовки к экзамену». Лектор сразу обратился к статистике:
– «Базу» по химии в 2015 году сдавали прилично, кроме заданий на свойства простых веществ. Каждый год по этой теме «срезается» треть сдающих. Простая тема, а не учат!
Юрий Медведев показал собравшимся примеры и действительно «опасных» задач:
– Если бы не я был одним из составителей этого билета, я бы погрозил составителям пальцем: сложный же вопрос, приближается по уровню к части С. Но раз не нужно записывать уравнение реакции – значит, это просто углубленная «база», бывший вопрос B5.
«Изюминка» лекции – подборка скриншотов реальных работ выпускников. На их примере Медведев показал, каким образом можно доказать, что ты компетентен в химии:
– Слово «Восстановитель», конечно, написано с двумя ошибками, зато все формулы написаны правильно. Если есть структурная формула, а молекулярную ученик написать забыл – все равно ставим высокий балл! А вот если наоборот – нужно снижать.
Или вот восстановленная цепочка химических реакций, задание части С: ни одна формула не написана идеально правильно, но логика присутствует.
– Я лично поставлю за это балл – но это не правильное мнение, а мое! – смеется профессор, и учителя облегченно смеются в ответ: если их детей будут оценивать так, то не все так страшно.
Традиционно, лекция профессора Олега Габриэляна прошла оживленно:
– В России три беды – дураки, дороги в ФГОС, причем последний был введен исключительно с благими намерениями.
Лекция «Реализация требований ФГОС средствами УМК по химии. Особенности преподавания химии в старших классах» была посвящена в первую очередь тому, какие изменения претерпел популярный среди учителей УМК Габриэляна. По мнению автора, требования ФГОС – это революция:
– Но если уж революция, то пусть она будет не кровавой, а бархатной. Ведь во времена кровавой революции французы гильотинировали лучших людей, даже химиков…
Учителя выяснили, что в целом курс Габриэляна остался вполне узнаваемым: переучиваться не придется. Изменился только антураж, иллюстрации, да еще в курс девятого класса был включен курс органики: против воли автора, но без этого сложно было бы получить министерский гриф.
Не обошлось и без презентации интерактивных учебных пособий. Успешные заслуженные учителя Ольга Рыбникова (гимназия 1257) и Антонина Гурова (школа 547) прочитали лекцию «Включение содержания интерактивных учебных пособий «Экзамен-медиа» в рабочую программу по химии».
По мнению выступающих, «Наглядная химия» издательства «Экзамен-медиа» делает зримым незримое, к тому же заметно экономит время для подготовки учителя к урокам: интерактивный задачник, периодическая система, видеофильмы с новым материалом – все в одном.
Просмотрев и разобрав десятки слайдов, учителя пришли к выводу: по факту все то же самое, что тридцать лет назад мы писали от руки на доске. Только здесь все в динамике, красиво, и руки от мела не пачкаются. Хотя, вместо фото стакана с подписью, что в нем раствор поваренной соли, хотелось бы применить на уроке обычный, «живой» стакан.
Вниманию аудитории была предложена видеозапись опыта с электролитами: электроды опускают в четыре разных раствора и следят за тем, загорится ли лампочка.
– Эх, лучше бы они сами руками все сделали, а то не усвоят, – возмущались молодые учителя. – Все-таки виртуальная лаборатория – это суррогат.
– Может и суррогат, – соглашались опытные педагоги. – Только времени на уроках нет, готовить кабинет сложно, а кое-кто в музучилище преподает, там детям ни жечься, ни порезаться нельзя…
Новый курс пригодится, если вам внезапно назначили замену: можно быстро дать детям полноценный урок. А короткий фильм о том, как сернистый газ влияет на окраску цветов, сохранит здоровье детям: не стоит их травить лишний раз настоящими веществами.
Ярким заключительным аккордом этого дня стало выступление доктора педагогических наук Алексея Журина. Тема лекции –«Современный урок в информационно-образовательной среде», а значит, нужно первым делом разобраться, что такое современный урок:
– У нас все осовременивание сводится к использованию цифровых технологий. Но если просто использовать диск, современного урока не получится!
Официальные методические требования Алексей Журин отказывается принимать на веру. Урок должен быть проблемным – а если это самый первый урок, и мы говорим о предмете науки? Зачем нам здесь проблемность? На уроке должно быть как можно меньше репродукции – а как тогда научить детей решать задачи? Учитель должен показывать на уроке свое педагогическое искусство – то есть, нужно всегда быть артистом? А на контрольной как же?
В итоге, настоящий современный урок – это урок про жизнь, про практику. Вот если бы можно было прямо в параграф учебника вставлять живые примеры! Например, говоришь ты о взрывоопасности водорода – и тут же показываешь детям видеохронику о крушении дирижабля в 1937 году! Вот это наглядно, и страшно, и убедительно.
Журин предлагает «складывать» урок из пяти составляющих: организация деятельности, актуализация знаний, передача знаний и умений, закрепление и мониторинг. Брать в любых пропорциях, в зависимости от назначения конкретного урока.
И самое главное – быть живым примером! В качестве доказательства приводит еще один пример: молодой педагог проводит с детьми лабораторную работу, долго повторяет с ними правила техники безопасности, а потом берет медную проволоку голыми руками и окунает ее в кислоту!
– Можно много хороших слов говорить на уроке, но ученик запомнит твои действия. И если они противоречат словам – победит негативный наглядный пример, – заметил Журин.
Так пусть побеждает пример – наглядный и позитивный!
Информация с сайта Первое сентября