Очередное заседание Студенческого научного общества Института истории и политики МПГУ молодые ученые-историки посвятили теме «Детство Викторианской Англии». О том, что нового узнали наши исследователи, подготовила материал студентка 5 курса Эльвира Насретдинова.
Детство – это период жизни человека, и для историков важным является социальное понимание детства. Необходимо выделить четкие критерии, кого мы будем считать ребенком, а кого – нет. Дети зависят от воли родителей, либо взрослых, которые взяли их на попечение. Важным критерием зрелости является брак, кроме того, взрослый получает доход, сам им управляет и принимает самостоятельные решения в отношении траектории своей жизни.
Исследования по истории детства начинаются в 60-х гг. XX вв., и первый труд принадлежит перу Ф. Арьеса («Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке»), представителю третьего поколения «Школы Анналов». Он первым рассматривает историю детства как объект исследования. Богатая источниковая база, широкий временной размах – также Арьес закладывает методологические основы этого направления исторических исследований. Ученый делает вывод, что во Франции при Старом порядке чувства, ощущения, восприятия (фр. «sentiment») детства не было, и появилось оно только в XVII веке. По стопам Арьеса следуют практически все исследователи, задавая иные вопросы и выбирая другой предмет исследования.
Викторианская эпоха получает название по имени монарха, который правил с 1837 по 1901 гг., королевы Виктории, которая является символом нации. XIX век именуют так же Pax Britannica – время господства Англии на море и в международных отношениях. Это многогранная и многоаспектная эпоха, во время которой происходят изменения во всех сферах жизни: индустриализация, фритрейдерство, движение за расширение политических прав, введение обязательного начального образования, расцвет английской культуры (прерафаэлиты как вызов академической живописи, выдающиеся литературные произведения, активная публицистическая деятельность и др.) Образ викторианской эпохи блестяще описан в романах Ч. Диккенса.
Какую роль играют дети в викторианском обществе? В зависимости от социального статуса семьи, перед ребенком вырисовываются разные пути. Если ты аристократ, то тебя наряжают как милого и безгрешного ангела и твоя дорога лежит в закрытые школы, где готовят элиту английского общества. Если ты сирота или из неблагополучной семьи, то тяжести взрослой жизни лягут на твои плечи, едва ты только появишься на свет. Дети, создавшие Англию, – курьеры, трубочисты, шахтеры, «пороховые обезьянки» (мальчики на кораблях, приносившие заряды для пушек), прядильщицы на ткацких станках и др. – они проникают во все сферы общественной жизни. Дети станут девушками и юношами, обезображенными производственными травмами и болезнями от многочасовой работы. С одной стороны на детей смотрят как на ангелов, олицетворение невинности, а с другой… боятся их: шайки детей промышляют грабежом и разбоем на улицах города.
Ключевой вопрос – эта могучая и сильная держава, «владычица морей», каким она видит будущее своего общества? Кем станут повзрослевшие дети?
Викторианская мораль диктует следующие правила: нужно иметь чувство долга и быть трудолюбивым, добиваться общественного признания, демонстрировать патриотизм (который основывался, увы, на колониальных устремлениях и чувстве превосходства белого человека).
А кого получают? Дорогие читатели, это можно понять, посмотрев на то, в каком состоянии Англия встречает Первую мировую войну, и как дети и внуки викторианской эпохи показывают себя во Второй мировой.
Эльвира Насретдинова,
студентка 5 курса Института истории и политики