Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Дихотомия либерально-консервативной идеологии: М.Н. Катков

Новости

13 ноября 1818 г. в Москве родился выдающийся русский мыслитель и общественный деятель, публицист и просветитель, один из основателей отечественной политической журналистики Михаил Никифорович Катков (1818-1887).

Примечательно, что Михаил около года учился в Первой мужской гимназии, в которой впоследствии 1 ноября 1872 г. будут торжественно открыты Московские высшие женские курсы.

В 1838 г. с отличием окончил словесное (историко-филологическое) отделение философского факультета Московского императорского университета. В 1840-1841-х гг. слушал лекции по логике, истории литературы, философии в Берлинском университете. Большое влияние на молодого ученого оказали идеи Фридриха Шеллинга.

В 1837-1839 гг. вместе с Виссарионом Белинским, Константином Аксаковым, Михаилом Бакуниным был членом литературно-философского кружка Николая Станкевича.

В 1845 г. в Московском университете защитил магистерскую диссертацию на тему «Об элементах и формах славяно-русского языка», носившую новаторский характер, отдельные положения которой сохраняют свою научную ценность и в настоящее время.

В 1845-1850 гг. преподавал в Московском университете.

В 1852 г. Катков женился на княжне Софье Петровне Шаликовой (1832-1913), младшей дочери известного русского писателя, журналиста и издателя Петра Ивановича Шаликова. В браке родилось девять детей: трое сыновей и шесть дочерей.

В 1851-1855 гг. являлся главным редактором газеты «Московские ведомости» Московского университета. Значительно увеличил тираж газеты, сделав ее одним из наиболее популярных общественно-политических изданий того времени.

В 1856 г. основал и возглавил литературно-публицистический журнал «Русский вестник», занимал пост его редактора-издателя до своей смерти в 1887 г.

В «Русском вестнике» М.Н. Катковым были собраны лучшие силы русской творческой и научной интеллигенции. Практически сразу «Русский вестник» стал ведущим литературно-художественным и общественно-политическим периодическим изданием и оставался таковым на протяжении тридцати лет.

В нем были опубликованы «Губернские очерки» Салтыкова-Шедрина, произведения П.И. Мельникова-Печерского, С.Т. Аксакова, И. А. Гончарова, А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, труды выдающихся историков, философов и филологов Ф. И. Буслаева, И. Е. Забелина, С. М. Соловьева и др. Сам М.Н. Катков в первых номерах журнала за 1856 год начал публикацию своего исследования о Пушкине.

И. С. Тургенев опубликовал у Каткова, с которым у него складывались непростые отношения, романы «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867).

В журнале печатались «Казаки» (1865), «Война и мир» (1865-1869), «Анна Каренина» (1875-1877) Л. Н. Толстого.  Романы и повести Н. С. Лескова «На ножах» (1870-1871), «Собор (1872), «Запечатленный ангел» (1873).

Важно подчеркнуть, что сейчас, когда мы отмечаем 200-летие Ф. М. Достоевского, великий писатель  почти все свои романы передавал для публикации в «Русский вестник».

Вместе с литературными произведениями значительное место в “Русском вестнике” занимала  публицистика. Михаил Катков был одним из наиболее авторитетных авторов в русской политической журналистике, выступая в поддержку эволюционных преобразований в России при сохранении сильной роли государства. Публикации Каткова оказывали значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Российской империи. К его мнению прислушивались императоры Александр II и Александр III.

Весомый вклад внес М.Н. Катков в развитие отечественного образования. Вечным является положение, сформулированное М.Н. Катковым: «Школа имеет целью воспитание ума».  Выступал за необходимость развития в России классического среднего образования. В 1871 г., во многом под влиянием Каткова в стране была реформирована вся система гимназического образования.

В 1867 г. Катков совместно с П.М. Леонтьевым основал Катковский лицей, который был открыт в 1868 г., в 1872 г. стал государственным – Императорским лицеем в память цесаревича Николая. В 1879–1887  гг. М.Н. Катков был его директором.

М.Н. Катков скончался 20 июля 1887 г. в имении в селе Знаменское Подольского уезда Московской губернии. Был похоронен на кладбище Алексеевского монастыря в Москве. В 1930-е гг. кладбище было уничтожено.

Потомственный дворянин (1863). Тайный советник (1882). Награжден орденами Святой Анны I степени (1883) и Святого Владимира II степени (1886).

Собрание статей Михаила Каткова в «Московских ведомостях» было издано его вдовой в 25 томах в 1897-1898 гг. В 2010-2012 гг. вышло в свет собрание сочинений публициста в шести томах.

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО  А.В. Лубков в своей книге «Михаил Катков – молодые годы», приуроченной к  200-летию мыслителя и позитивно встреченной широким кругом читательской аудитории,  подчеркивает следующее важное положение, оценивая мировоззренческую позицию М.Н. Каткова:  «Удивительным образом произошедший в творчестве и деятельности этого выдающегося общественного деятеля консервативно-либеральный синтез, обобщение двух идеологий показывает сложный, неоднозначно оцениваемый процесс становления национально мыслящей интеллигенции, думающей в первую очередь о русских интересах».

Не вызывает сомнений актуальность, востребованность идей, высказанных М.Н. Катковым полтора века тому назад. В настоящее время, когда в России происходят кардинальные изменения в социальной, экономической, политической и социокультурной сферах общества, две традиционные концепции политической мысли – либеральная и консервативная – приобретают новое звучание.

По мнению ряда авторитетных ученых развитие консерватизма в современной России не является движением в прошлое и не противоречит политике модернизации, если рассматривать ее как эволюционный процесс обновления государства и общества. К тому же, либеральные ценности, такие как права и свободы человека, верховенство закона составляют неотъемлемую часть современного консерватизма.

Великий русский философ Н.А. Бердяев писал: «В истинном сохранении и охранении должна быть преображающая энергия. Если в нем есть лишь инерция и косность, то это зло, а не добро. Традиция и предание вечно творятся, сохраняя преемственность».

Дирекция изучения истории МПГУ.

 

13 / 11 / 2021

Показать обсуждение