26 июня 2019 г. директор Института истории и политики МПГУ Алексей Брониславович Ананченко выступил с докладом «“Цветные революции”, социальные технологии и проблемы создания теории социальной формы движения материи» в Институте проблем управления РАН.
«В современную историческую эпоху, на наш взгляд, фундаментальные проблемы исторического знания становятся важным элементом прикладных проблем социально-политических технологий, – отметил в начале выступления докладчик. – Решение фундаментальных вопросов исторического знания упирается в целый ряд гносеологических, теоретических и мировоззренческих вопросов».
В ходе выступления А.Б. Ананченко затронул вопросы возникновения, трансформации и умирания государств и обществ, а также рассказал о применяющихся для этого технологиях, в том числе «цветных революциях».
«“Цветных революций” можно избежать, если понимать, что стихийная история заканчивается, жить по-старому уже не получится. Общество может сохраниться в современном мире только в одном случае: если оно само будет создавать и использовать социальные технологии не для уничтожения, как в “цветных революциях”, а для созидания и развития», – сказал он.
Алексей Брониславович рассказал о работе межведомственного научного семинара «“Цветные революции”: современная эпоха и ее диагноз», ведущего работу в МПГУ с 2015 года. Ряд участников этого семинара подготовил в 2018 году 2-е издание учебного пособия для студентов вузов «Что надо знать о “цветных революциях”».
Особое внимание в докладе уделялось роли истории и историков в жизни общества и проблеме нравственности историков.
«Историческое знание является не только объективным, но его субъективность должна быть нравственно определенной. Опыт перестройки, опыт профессий, имеющих дело с жизнью и смертью человека, опыт врачей, офицеров, представителей профессий, результаты деятельности которых могут существенно влиять на общество, людей и представлять опасность для жизни как отдельных людей, так и всего общества, требуют специальных профессиональных нравственных правил. Мы поэтому вполне осознанно в Институте истории и политики разработали и приняли Кодекс историка, – отметил А.Б. Ананченко. – История как учебная дисциплина в школе и в обычной не профессиональной системе образования, должна формировать историческое самосознание общества, общественную самооценку, должна не допускать возникновения комплексов исторической неполноценности, выступать формой позитивного исторического самосознания России».
Институт истории и политики