Институт детства – новая структура МПГУ, но с богатой историей. Он был создан в 2014 году слиянием двух старейших факультетов университета – дефектологического и начального образования. Подробные ответы о направлениях подготовки нам дала Директор института детства Татьяна Александровна Соловьева.
– По каким направлениям готовит специалистов Институт детства? В чем уникальность этих программ? В каких отраслях могут работать Ваши студенты после выпуска?
Т.А.:Институт включает два факультета – дефектологический и начального образования. Уже из названия каждого факультета понятно, подготовкой каких специалистов они занимаются. Отмечу только, что в рамках бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» мы одни из немногих в стране реализуем все традиционные профили подготовки – «Сурдопедагогика» (обучение детей и взрослых с нарушениями слуха), «Тифлопедагогика» (обучение детей и взрослых с нарушениями зрения), «Олигофренопедагогика» (обучение детей и взрослых с нарушениями интеллекта, аутизмом), «Логопедия», «Дошкольная дефектология» (дошкольное образование детей с разными проблемами развития), «Специальная психология».
По направлениям «Педагогическое» и «Психолого-педагогическое» образование предлагается шесть программ подготовки, причем пять из них – двухпрофильные пятилетние программы: «Начальное образование и иностранный язык» (есть группы с английским и французским языком на выбор абитуриента), «Начальное образование и информатика», «Начальное образование и дополнительное образование» (художественное творчество), «Начальное образование и специальная педагогика» (инклюзивное образование), «Дошкольное образование и специальная педагогика» (инклюзивное образование). Последние две программы – новые, открыты в 2018 году. Отдельное внимание стоит уделить программам магистратуры Института детства – их восемнадцать. Большинство программ предусматривает сетевое участие образовательных и научных организаций как российских, так и зарубежных.
– В каких структурах и кампаниях работают Ваши выпускники?
Т.А.:Если говорить о подготовке педагогов начального образования, то, в первую очередь, они трудоустраиваются в школы, дошкольные образовательные организации, центры дополнительного образования и детского творчества.
Выпускники дефектологического факультета работают в образовательных, медицинских организациях, учреждения сферы культуры и спорта.
Интересно, что несмотря на высокую востребованность наших выпускников-бакалавров, многие из них предпочитают поступать в магистратуру Института детства, чему мы особенно рады, так как в данном случае уверены в качестве подготовки будущих магистрантов.
– Сейчас практически любой работодатель ищет сотрудников с опытом. Что институт делает для того, чтобы выпустить действительно подготовленных и конкурентоспособных специалистов?
Т.А.:Желание работодателя взять на работу «готового» специалиста, имеющего опыт профессиональной деятельности, понятно и естественно. Найти подходящего сотрудника руководителю организации помогает организованная в Институте детства встроенная практика. На практику студенты выходят еженедельно, начиная с первого курса. На старших курсах практика становится длительной сессионной, предусматривающей формирование опыта самостоятельной педагогической деятельности в качестве педагога начального образования или педагога-дефектолога под руководством супервизора (представителя практической организации) и преподавателей методических модулей программы.
Кроме того, студенты учатся взаимодействию с детьми, их родителями в рамках лабораторной практики, организованной в Институте детства. С этой целью выделены специальным образом структурированные и оборудованные помещения для индивидуальных и групповых занятий с детьми разного возраста.
– Проводит ли Институт мастер-классы с участием сторонних экспертов? Если да, то каких специалистов могут увидеть студенты на этих встречах?
Т.А.:Да. Для первого курса традицией стал особый адаптационный период, который мы называем «погружением» или «Введение в профессию». Каждый год первые две недели сентября все студенты первого курса бакалавриата очной формы обучения нашего Института включаются в мероприятия (лекции, мастер-классы), которые проводят преподаватели разных Институтов и факультетов МПГУ и приглашенные специалисты. Среди приглашенных – известные отечественные ученые, специалисты в области здоровьесберегающих технологий, современных электронных образовательных ресурсов, педагоги, работающие с особыми категориями детей (одаренные дети, дети с особыми образовательными потребностями и др.). Для старших курсов Института традицией является посещение мастер-классов зарубежных экспертов (например, в области лечебной педагогики, сопровождения взрослых с проблемами здоровья). В конце сентября 2018 года в МПГУ проводится международный симпозиум по проблемам детской речи, в котором примут участие 19 стран мира, и студенты дефектологического факультета обязательно вовлекаются в участие в данном значимом событии.
Напомним, что подача документов на бакалавриат по результатам ЕГЭ на очную и очно-заочную форму обучения осуществлялась до 26-го июля. До 10-го июля документы могли подать лица, поступающие по результатам внутренних вступительных испытаний, проводимых МПГУ самостоятельно. Поступающие на заочную форму обучения могут подать пакет документов до 7-го сентября.
Адриан Котик
Центр мультимедийных и печатных СМИ