24 января 2017 г. в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Диалог с историей: мы и Великая российская революция 1917 года». На нем с докладом выступил директор Института истории и политики МПГУ Алексей Брониславович Ананченко. Мы публикуем текст доклада.
А.Б. Ананченко. «Образы революции и проблема нравственного различения Добра и Зла»
В этом году очень много будет обсуждаться и уже обсуждается Великая российская революция, Октябрьская революция 1917 года. И это будут чаще всего не научные обсуждения, хотя учёные будут принимать в них самое активное участие. Эти обсуждения в конечном итоге будут вертеться вокруг нравственной оценки нашей революции и вокруг того, что нам надо помириться и примириться. Большинство будет с этим согласно, да и трудно спорить с таким предложением.
Только мы с вами и не ссорились, тогда что содержательно будет означать для нас это самое «примирение»? В чём будет состоять содержание этого самого нашего «мира» по поводу давнего исторического события? Когда-то кто-то ссорился, воевал друг с другом, а мы должны вместо них «мириться»? Нам надо поставить памятник примирению или всем поцеловаться по-брежневски, по партийному? И мы решим, что всё, наконец помирились?
Раньше образы революции были у нас чёткие и понятные. И не потому, что мы не знали чего-то, а потому, что прежде всего были понятны и ясны главные ориентиры человека: ценности, смыслы и цели жизни как общества, так и человека. Это были ценности, альтернативные потребительскому обществу, ценности справедливости, правды, солидарности, товарищества и творческой жизни. Проблема отношения к революции 1917 года, содержания её образов – это проблема отношения к обществу до революции, к Февральской революции и Октябрьской революции. А в конечном итоге она сводится к вопросу о том, что есть Добро, что есть Благо. Ведь образы содержат в себе художественные, зрительные или звуковые главные оценки нашего восприятия русской революции, отражают нашу нравственную позицию.
Впервые с вопросом отношения и оценки революции я столкнулся в детстве. В 7 лет мне для себя пришлось срочно и самому решить проблему «примирения» по поводу революции. И сделать это пришлось без помощи взрослых, поскольку они сами не могли мне в этом помочь. До этого я знал, что дед у меня был комиссаром Красной Армии, который погиб в 1941 году. Меня назвали в его честь. А в 7 лет я узнал, что мой прадед – генерал царской армии, который ещё в 1917 году был генералом. Конечно же, я спросил: а он был плохой? Оказалось, что нет. Тогда мне пришлось думать и решать, как соединить в себе царского генерала с золотыми погонами и убежденного коммуниста, комиссара, поднимавшего людей в атаку в 1941 году.
Патриарх Кирилл сказал об основаниях объединения в обществе: «Общество может объединяться только на основе тех ценностей, которые стоят выше мнения той или иной личности, той или иной группы. Такими ценностями всегда были идея справедливости и правды, источником которой является абсолютный Бог. Не относительная личность, которая, кстати, может свои мнения и свое отношение к тому, что хорошо, а что плохо, много раз менять в течение своей жизни, а абсолютный и неизменный Бог. Его закон является той постоянно действующей системой ценностей, которая формирует все остальные ценностные системы человеческого бытия. Если вы эту абсолютную ценность разрушаете, то тогда каждый живет как хочет на основании своего собственного понимания добра и зла»[1].
Мне тоже кажется, что главными в желании «примирить» должны стать не внешние ритуалы такого действия, а содержание, основа этого нашего объединения. «Памятник» нас не объединит. Объединить может только понимание того, как наша история, наша цивилизация, ценности и смыслы нашей жизни связаны с Октябрьской революцией 1917 года, как идеал и правда новой жизни дают и сегодня блики правды на историческом лике России, делая её защитницей слабых и обездоленных в мире, воплощая в ней новый, после Советского Союза, полюс справедливости в мире. Наше примирение с революцией должно давать основу и содержание нашего нравственного объединения. На чём мы «успокоимся»?
Основные тренды 100-летия нашей революции, которые будут представляться обществу в этом году, будут следующими:
– революция 1917 года – это Великая революция;
– революция 1917 года – одна, без выделения февральской и октябрьской (это такой «детский» способ примирения: если закрыть глаза, то можно подумать, что реальности и нет);
– главный смысл столетнего юбилея – примирение и единение России.
Наша революция действительно Великая – это несомненно, весь XX век прошёл под её знаменем. Общее направление движения мира было задано именно нашей революцией.
Можно ли объединить февральскую и октябрьскую революции в рамках одной Великой? Можно. Это очень похоже на превращение духовных, научных, общественных проблем в ёлочную игрушку-шарик: она будет празднично переливаться и блестеть всеми цветами радуги, но внутри неё будет пустота.
Было ли различение февральской и октябрьской революций? Несомненно было, и они – о разном. Февраль – это попытка сделать так же и то же, что английская и французская великие революции: политически завершить переход к буржуазному обществу. Но к 1917 году уже ничего не осталось от тех великих лозунгов, которые двигали прошлые европейские революции, или они потеряли свою духовную высоту и стали обычными технологиями жизненного прагматизма. Поэтому Февраль 1917 года в России хотел не «штурмовать небо», а просто по-бухгалтерски расписать и начать новую жизнь. Новая же жизнь, впрочем, как и старая, не очень хотела быть бухгалтерией. Если бы победил Февраль, то в российском обществе были бы разрушены все национальные цивилизационные ценности и сформировано потребительское общество. А это противоположность не только сегодняшнему возрождению православия, но и вообще несовместимо с его мировоззрением и ценностями.
В ответ Октябрь 1917 года взял возможный социальный и политический «вес» того времени – строительство коммунизма.
Революции, как и войны, у нас в связи с юбилеем начинают оценивать как трагедии и ошибки, которые можно избежать. Послевоенный советский тренд «главное, чтобы не было войны» хотят превратить в новый мем – «главное, чтобы не было революции». Хорошо бы жить без них! Но невозможно! Иначе мы снова окажемся в ситуации, когда не готовы к историческим вызовам, проблемам и событиям, снова окажемся в ситуации или «1917», или «1941» годов.
В документальном фильме «Перед судом истории» (1964 г.) известный киевлянин, монархист Василий Шульгин сформулировал изменение своего отношения к революции и к Ленину как к политическому и мировоззренческому противнику по результатам их нравственного воздействия:
«Я хочу Вам сказать о Ленине. Я сейчас отношусь к нему не так, как относился прежде…
И поэтому мои высказывания в книге «Три столицы» я нахожу не только … оскорбительными, но просто недостойными.
Но как бы я ни относился к нему, к Ленину, я считаю своим долгом засвидетельствовать, что Ленин стал святыней. Святыней для многих, святыней для миллионов, поэтому его прах покоится в Мавзолее.
Гробница Ленина излучает некий Свет. Почему? Потому, что его последователи, размышляя о нем, и сами становятся лучше, а лучше – значит добрее»[2].
23 января на первом заседании всероссийского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года в России, упоминалось о том, что многие современные школьники просто не знают, кто такой Ленин. Хорошо ли это? Для того, чтобы уничтожить впоследствии Мавзолей, наверное, неплохо. Но если мы хотим жить в развивающемся, осознающем себя и свои ценности обществе, то мы должны заботиться о том, чтобы новые поколения знали свою историю и относились к ней хорошо, несмотря на все трагедии. Их у нас было не меньше, чем в других обществах, но и не больше, если мерить всё количеством. Но наше общество штурмовало такие духовные и социальные высоты, которые и сегодня остаются не просто мечтами или утопиями, а очень важными духовными смыслами и социальными ориентирами для будущего развития человечества.
Нам не надо заниматься придуманными примирениями. Вреда, может быть, от них не будет, но и пользы тоже мы не увидим.
Раскол 1917 года «зарубцевался» в мае 1945 года красным знаменем на крыше рейхстага в Берлине.
У нас сегодня есть проблемы примирения в обществе, но это не вопросы начала XX века, это проблемы нашего недавнего прошлого – 1991, 1993 и 1996 годов, разрушения общества, разрушения целей и условий совместной жизни. Трагедия революции 1917 года нам известна из истории, а трагедия 1990-х гг. известна нашим людям из собственного опыта и своей судьбы, зачастую не менее трагической, чем в начале XX века.
Проблемы настоящего примирения в обществе, объединения и единства могут решаться не акциями или актами, они могут решаться только появлением настоящих и объединяющих большинство людей нашей страны целей и смыслов в будущем – национальной идеи, основанной на тех ценностях и смыслах, которые разделяет большинство наших граждан и соотечественников. Эти ценности и смыслы существуют как в религиозной, в том числе и православной, так и в гражданской форме.
Строить примирение прошлого на прошлом? Если мы «примирим» революции 1917 года, то мы их примирим на отрицании дореволюционной России. Если мы их примирим с дореволюционной Россией, то на чём будет построено это примирение? Что будет его содержанием? Какие ценности позволят нам примирить три эпохи в прошлом, и совпадая при этом ещё с нравственным вектором настоящего?
Как нужно относиться к 1917 году? Хорошо относиться! Нам не надо возвращаться в дореволюционную Россию. Это будет фэнтези, т.е. политика архаизации, де-государственнизации и криминализации России. Нам не надо идти в февраль. Нам не надо идти и в октябрь. Всё, что могло, там уже произошло.
Октябрь выполнил свою роль, он дал нам другой путь в будущее, мимо капитализма. Октябрь дал историческую альтернативу, показал возможность альтернативы в истории. Показал возможность нравственного выбора в истории и жизни в соответствии с этим выбором.
А самое главное, что советское общество сохранило те христианские духовные ценности и идеалы, которые позволяют нам сегодня говорить о возрождении православия и видеть, что мы сохранили человеческие, нравственные ценности в противоположность распространяемой сегодня в западном мире антихристианской нравственной контрреволюции, идеологии права.
Нам надо идти в будущее. А идти в будущее можно только не упрощая духовную жизнь, а усложняя, развивая и ориентируясь на самые высокие нравственные духовные идеалы, ценности и смыслы всей нашей прошлой истории, в том числе христианской и советской.
[1] http://www.komiprav.ru/slovo-patriarha/slovo-pastyrja-vypusk-ot-13
[2] https://www.youtube.com/watch?v=CN6-hxoHlYw