Минпросвещения России: Год педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Вот и наступил в Российской Федерации Год педагога и наставника.
А ведь в последние годы все друг друга очень искренне и активно уговаривают: давайте поднимем авторитет учителя!
И все так же дружно отвечают: Давайте!
А он не поднимается. Или трудно поднимается социальный авторитет. Здесь было бы уместно, конечно, услышать и перечислить все предпринимаемые для этого усилия различными ведомствами, организациями и администрациями. Все это есть. И это перечисление сделают и без нас. Но есть и то, что фиксируется просто общественным мнением окружающих нас людей как отношение и настроение. Особенно если сводить формирование этого самого авторитета только к воспитанию уважения. А как может быть по-другому?
Это совсем простой вопрос… Ведь учителя не единственные, кто служит, кто выполняет свою общественную и профессиональную миссию путем общественного Служения.
Служат, например, офицеры. И в вооруженных силах России есть наработанные способы поддержать и закрепить авторитет офицера в обществе, армии, его высокую самооценку и государственное значение – награждение за выслугу лет. Это только один пример.
Если мы будем вести речь про учителей, то надо говорить не о ведомственных наградах, хотя они и важны, а об общероссийских, федерального уровня орденах и медалях. Кто Родине важнее – представители артистических профессий или те, кто формирует будущее нации, его духовную высоту и глубину? Я не предлагаю вам тут же отвечать на этот вопрос. Я предлагаю отвечать практически на другой вопрос о важности каждого учителя, педагога для нашей страны, для развития, для воспитания и для всей России, а не отдельного региона.
Они заслужили знаки общественного и государственного признания и уважения: 10 лет, 15 лет, 20 лет, 25 лет служения-учительства…
Попробуйте поработать там! Ведь не хочется? Правильно, не хочется, ведь это считается жизненной неудачей и требует самоотречения. В прямом смысле слова. Давайте начнем с простого и зримого признания государственного авторитета Учителя. Не надо бояться правды, надо давать ордена! Есть за что! А не много ли этих самых учителей и не слишком ли это? Нет, не много, и орденов не жалко. В обществе есть экономика, сфера производства вещей, а есть система образования – сфера производства людей. Что и почему для общества важнее? Что сложнее и ответственнее? Понятно, что «Мамы разные нужны, Мамы разные важны. Дело было вечером, Спорить было нечего». Но ведь речь-то о другом!
Вспомним, как это уже было?
А еще надо рассказать людям, обществу про ценности и смыслы жизни. – А что? А почему? А зачем? – Это совсем просто. Надо ответить обществу и убедительно доказать, что смысл жизни человека и общества не состоит в том, чтобы «накопить» денег и жить в Лондоне. Но ведь это тоже можно? Можно! Но смыслы жизни, ценности и авторитеты в обществе не могут принципиально противостоять друг другу: либо Христос, либо маммона. Ну а вот так, чтобы одни в Лондон уехали, а другие служили высокому, доброму, вечному в Саранске, можно? Можно. Но тогда надо назвать все своими именами.
Нельзя одним давать «грамоты» за хорошую работу, а другим «проекты» для отъезда в Лондон. Пора определяться, куда и зачем мы идем как страна и в чем судьба каждого из нас.
Что такое авторитет педагога в жизни, в обществе, просто на обычной улице или в магазине нашего города? Это ведь не просто рассказ ученикам и их родителям на уровне того, что старших надо уважать. Я лично встретился с этим в нашей жизни два раза, – с тем, что такое социальный авторитет педагога и где он работает, действует. Один раз, когда в электричке вор-грабитель пытался снять с меня часы. Но узнав, кто я, оставил мне часы и попросил уйти, чтобы меня не видеть и не передумать.
И второй раз, когда при покупке машины мы попали в мошенническую профессиональную компанию. Оба раза меня спас особенный статус учителя и педагога в преступной среде. Я увидел на практике, что такое авторитет среди бандитов. Это не спасло меня вообще, но потери мои оказались «льготными». Вот такие бандиты и воры, и такой вот авторитет.
Вот и оказалось, что в преступном мире давно понимают, что учитель – это не услуга, а бескорыстное служение. Поэтому учитель в нашем преступном мире и в «авторитете».
А за пределами преступной среды кто такой учитель? В чем его уважение? И это уважение – не вопрос отдельных наград для немногих «отличившихся», это вопрос статуса всей социальной группы учительства и педагогов России, тех, кто создал и создает современность, хранит духовные традиции нашего общества.
Духовная искренность – синоним учительства, а ее невозможно удержать без искренности общества по отношению к учителям.
Ну и, конечно, не забуду здесь упомянуть того, кто раньше участвовал в формировании в России государственной политики в области образования раньше нас, кто уже видел, поднимал эти вопросы, кто помогает нам понять их и сегодня.
Вспомним хотя бы Константина Петровича Победоносцева и его работу «Ученье и учитель: Педагогические заметки», изданную 120 лет назад, в январе 1903 года. К.П. Победоносцев – правовед, писатель, переводчик, историк церкви, профессор, действительный тайный советник, обер-прокурор Святейшего синода в 1880–1905 годах, член Государственного совета с 1872 года, – оказал очень большое влияние на формирование развитие современного отечественного просвещения:
«Учитель ошибается, если думает, что все дело его содержится в урочных часах преподавания в классе. Много важнее междуурочные и послеурочные часы занятий с детьми: здесь собирается богатый материал для оживления интереса, для возбуждения мысли и воображения, для сообщения понятий и сведений, здесь прямое средство духовного и душевного общения учителя с детьми и залог сердечной и умственной привязанности детей к школе и к учителю.
* * *
При самом начале дела не воображай, что всего важнее метода обучения. Всего важнее – в самом начале – сознание своего долга и верность ему. В самом начале помни: надо вставать рано, надо готовиться к уроку, поправлять тетрадки учеников тщательно, не утягивать ни минуты из урочного часа.
* * *
Если хочешь, чтобы класс твой был спокоен и внимателен, будь спокоен и внимателен сам, – спокоен прежде всего во внешних приемах. Молодой конь чует неопытного, неуверенного в себе седока и начинает шалить и брыкаться».
«Если для истории литературы станешь руководствоваться одним учебником, не будет толку. Дай ученику прочесть стихотворение поэта, научи его прочесть как следует – и тогда легко будет тебе объяснить, а ему понять, кто был писатель и что он значит.
* * *
Когда поправляешь тетради, будь терпелив и внимателен: не ожидай и не требуй всего зараз и от каждого одинаково. Думай, до чего в данную минуту может быть способна голова ученика твоего: чего не поняла сегодня, может понять завтра – не порти ему радость самосознания, когда видишь, что он старается понять и работает головою.
* * *
И тоже помни: чего требуешь от каждого из учеников своих — и последнего и первого, – то сам ты должен уметь делать. Итак, всякую работу, какую задаешь им, ты должен сначала уметь проделать сам как можно лучше. В этом правда, и без правды – какое учительство!
* * *
Когда слышишь наших ученых педагогов, – они, кажется, думают, что их научные правила дают им в руки универсальное средство сделать что угодно с живым материалом, который дается в руки учителю. Точно в руках у него мягкий воск, из которого человек, обладающий техникой, может лепить какие угодно фигуры. К счастью, не то выходит на деле, и эта техника сама по себе оказывается мертвящею буквой. Педагоги эти не понимают, что каждый класс из 20, 30, 40 детей есть живое существо; живущее своею жизнью, имеющее свою душу и что в эту душу учителю предстоит проникнуть.
* * *
Когда судят о человеке, надобно отыскивать в нем не одну лишь отрицательную сторону, а прежде всего положительную; мы скорее замечаем, чего нет в человеке, нежели, что в нем есть. А что есть – это всего важнее.
Учитель не есть какая-либо принадлежность школы, которая при ней предполагается: это есть самая сущность школы, и без учителя никакая школа немыслима: учитель должен быть создан для школы. Любую канцелярию можно составить из охотников и из работников, но беда, если школа разумеется не выше канцелярии, беда, если при устройстве школы, так же, как и при устройстве канцелярии, слышится та же речь: стоит кликнуть клич и учителя явятся, сколько их есть ищущих работы и хлеба.
Можно сказать – и ныне многие как будто так думают: настроим, наделаем школ – этого требует просвещение. Наберем учителей: дадим им в руки программы и новейшие методы обучения, свяжем их правилами инструкций – и дело пойдет. Нет, нет, это не так. Пусть собираются конференции педагогов и специалистов, пусть придумывают лучшие способы обучения, пусть пишут и печатают томы своих протоколов и мнений. Напрасный труд, – и дело может оказаться подобием крыловского квартета. Явятся учреждения учебные, но живой души в них не будет, пока не будут для них созданы живые учителя. Скажут: создадим специальные заведения для приготовления учителя; но ведь и для того, чтобы его изготовить, потребен на живое дело воспитания живой учитель, живой руководитель. И напрасно думать, что достаточны и для этого курсы учебных предметов, программы и инструкции. Учитель-ремесленник, учитель-чиновник не годится для живого дела. Учитель должен быть подвижником своего дела, полагающий душу свою в дело обучения и воспитания…».
Ученье и учитель. Педагогические заметки (Победоносцев) – Викитека (wikisource.org)
И ведь прав, тысячу раз прав был Константин Петрович Победоносцев, когда писал, что «учитель должен быть подвижником своего дела, полагающий душу свою в дело обучения и воспитания». Это и есть то самое общественное, народное служение профессии учительства и наставничества. Нам не надо бояться государственного признания Служения этой профессии.
Как когда-то пелось в песне: «Пусть посмотрит все ли еще СЛУЖИТ старый наш учитель, или нет?»
– Доживем до понедельника!