Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Стена директора ИИиП МПГУ: «Памятка о действиях в условиях социальных революций и катастроф»

Стена директора Института истории и политики

 

Согласитесь, есть памятки и инструкции почти обо всем, а что делать, когда ты сам участник исторических событий? В том числе социальных революций, катастроф, экономических или демографических кризисов, культурных и нравственных революций, а также других масштабных исторических явлений и процессов? Как жить, зачем жить и как выживать? Что делать с нашей жизнью?

Неважно при этом, вольный или невольный ты участник событий либо даже просто их свидетель. А историк, как минимум, – это профессиональный свидетель (летописец). Профессия у него такая. Самое важное, что ты оказался в истории, в исторической эпохе, которую не выбирал. Это не эпоха «застоя», когда ты можешь прогнозировать свою жизнь на десятки лет вперед. Нет, ты оказался в такой эпохе, когда ты решаешь вопрос только сегодняшнего дня, а что будет с тобой завтра, зависит часто уже не от тебя.

Конечно, я не напишу здесь эту самую «памятку». Есть такой жанр в науке, как постановка проблем. Вот здесь у меня как раз то самое «вопрошание», или постановка проблемы.

И что делать тогда? Как жить?

Когда-то… А это «когда-то» было совсем недавно, в 1970-е годы, английский ансамбль Deep Purple пел песню Child In Time (Дитя во времени), где были слова о такой ситуации безысходности в истории жизни человека: встань у стены и жди, когда в тебя попадет рикошетом

 

Sweet child, in time you’ll see the line
The line that’s drawn between the good and the bad
See the blind man shooting at the world
Bullets flying taking toll
If you’ve been bad, oh Lord I bet you have
And you’ve not been hit by flying lead
You’d better close your eyes and bow your head
And wait for the ricochet

Если ты вел себя плохо,
Боже, держу пари, что так оно и было!
А в тебя не попали летящие пули,
Тебе лучше закрыть глаза и склонить голову,
И ждать рикошета (попадет ли в тебя рикошетом).
(Свободный перевод из интернета)

 

Deep Purple – Child In Time

 

Послушали эту песню «тяжелого рока» рубежа 1960-х – начала 1970-х годов? Еще недавно мне казалось, что это музыка ушедшей эпохи. Но вдруг в этом, в 2025 году, я понял, что наше время догнало «тяжелый рок» – и они зазвучали в унисон или, по крайней мере, это созвучие, резонанс мира и его ощущения.

В 1970-е годы тяжелый рок был скорее преувеличением, чем ощущением. Он был более эмоциональным и напряженным, чем жизнь. А наша современность отражается попсой, которая не очень соответствует тем тектоническим сдвигам в истории, которые сейчас происходят. Вот крик «тяжелого рока» из прошлого вдруг, оказалось, соответствует трагедии и масштабу происходящего.

В общем, когда ты оказываешься в эпохе исторических перемен, а сам ты не революционер, не контрреволюционер, а «просто хотел пожить», то выясняется, что такая модель жизни (как сейчас говорят) совсем не просто достигается, она не очевидна и ее не так легко просто прожить. Ты оказываешься в ситуации личной исторической безысходности, когда историческая действительность становится «стеной», около которой поставили тебя и стреляют по ней, в пространство вокруг тебя. Обыденный и не зависящий от тебя выбор в такой ситуации – стой и жди, попадет ли в тебя рикошетом (активное неделание) или ты баловень судьбы, и пули прошли мимо. Ситуация как раз такой жизни описана в песне Deep Purple «Child In Time», или в работах психологов о выживании в нацистских концлагерях, или знакома нам по современной мировой истории. Поэтические и музыкальные образы становятся способом понимания и переживания окружающей ситуации радикальных социальных трансформаций.

У нас в обществе есть такие ведомства, которые должны спасать физически в условиях катастроф, – это МЧС. Они же должны оказать и первую психологическую помощь. Но этого достаточно только в условиях сохранения социальной стабильности, устойчивости в обществе. А если общество «поехало», как было в конце 1980-х – начале 1990-х? Тогда нет инструкций, памяток и организаций, их не соблюдают или соблюдают как хотят. Даже КГБ оказалось не готово к действиям в таких условиях. Не остался комитет субъектом истории в период общественной катастрофы. А любая такая организация должна, как подводная лодка, знать, как действовать в таких условиях борьбы за социальную живучесть в истории. Пример? Бездействие или отложенное действие в декабре 1991 года, когда состоялось Беловежье. Не будем перечислять всё, но и этого достаточно. В таких условиях нет никого. А вопрос остается. И запрос на субъекты и действия тоже остается.

Вот человек и оказывается в таких событиях один на один с историей, «дитём во времени». Да, в такие времена надо быть готовым оказаться в одиночестве, в «петле времени», в историческом окружении, когда ты больше не увидишь ни близких людей, ни свою любимую жизнь – ничего, никого и никогда. Если ты попал в эпоху «татаро-монгольского ига», то у тебя лично нет нескольких веков, чтобы увидеть другую позитивную жизнь. Надо делать то, что и как можешь лично ты сейчас и здесь.

Вот один известный пример такого окружения и одиночества в истории и в жизни из подвига Великой Отечественной войны – это тот самый радиосигнал из 1941 года, который уже никто не слышал, но он важен для передающих его: Я – Брэсцкая крэпасць! (бел.) Я – Брестская крепость! Через годы этот сигнал долетел до будущих поколений и остался в истории, важен для нашей последующей истории и для нас.

Коллега у нас в Институте мне рассказала о встречающихся сегодня среди студентов когнитивных нарушениях, в том числе связанных с нарушениями речи, трудностью воспроизведения сложных слов и ударений, географических названий и терминов. Такие нарушения – база для профессиональной дисфункции. И я благодарен своим коллегам по Институту, что они попутно со своей работой добровольно выполняют и роль дефектологов широкого профиля.

Такие нарушения – это заметное явление в нашей жизни, и связано часто оно не с психологическими особенностями и нарушениями, а с ломающейся социальной средой.

Когда мир начинает изменяться, а может быть даже и рушится наша окружающая жизнь, для большинства людей это происходит «внезапно». Связано это с тем, что люди или не обращают внимания, или не понимают сути происходящих вокруг них событий. Поэтому превращение этапа скрытного развития в открытое для людей событие совершается внезапно, выглядит неожиданным.

Например, простой вопрос. Была ли Октябрьская революция 1917 года внезапной? Для тех, кто не слушал и не читал Апрельские тезисы В.И. Ленина, наверное, это было неожиданным. В этом и вся проблема обыденного содержания нашей жизни – она не предполагает понимания того, в чем мы участвуем и живем, частью чего мы являемся.

Может быть, и люди просто не хотят обращать внимание на явления и события, которые они не понимают, которые тревожат, но о которых людям не хочется думать, хочется от них отдалиться, как способ самоуспокоения и сохранения существующего и устойчивого образа жизни. Такой подход заканчивается потом, как правило, катастрофой, но позволяет временно отдалить момент осознания происходящего, снять волнение осознания происходящего.

Дитя во времени – Jon Lord, Child In Time – Multi Cam recording in Nidarosdomen 2010

 

Есть «кризисная психология», а должна быть создана и «кризисная история» – как выжить человеку на «ветру истории», на усиливающемся ветру истории, когда сбивает с ног.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете!

Александр Блок. Двенадцать

Да, не в первый раз у нас это в истории. Но читать про историю – это одно, а участвовать, даже просто сожительствуя с ней, в исторических событиях – это совсем другое. Если вы идете в оперный театр 24 октября 1917 года в г. Петрограде, вы можете не заметить – и скорее всего не заметите, – что произошло в ночь на 25 октября. И выстрел крейсера «Аврора» вы тоже не услышите. Но все ваши потомки и родственники будут слышать эхо этого выстрела крейсера. Вы можете не заметить и даже сознательно можете не замечать «Аврору», но ваша жизнь не сможет продолжаться с берушами от истории в ушах.

Вот для этого и нужна «кризисная история», для тех, кто хочет, готов и сможет жить с пониманием окружающей его жизни. Конечно, это не для всех. Ну так всё и не бывает для всех. И не все читают инструкции до того, как сломают какой-то прибор. И не все разбираются в ядерной физике. Но то, что не относится к возможностям всех, не означает неделания этого для тех, кто готов жить с осознанием своей жизни.

Будущих врачей водят работать и учиться в морги – это обязательный элемент профессиональной и человеческой подготовки врача. Будущего историка надо водить не только в архивы, школы и в детские лагеря, но надо показывать живьем и социальные процессы и институты – демонстрации, съезды, волнения, заводы, суды, парламенты, церкви, праздники, тюрьмы, военные базы, безработных, бездомных, провокаторов и т.д. Социальные процессы надо видеть не только на бумаге, но и понимать, какими они бывают в жизни, как с ними можно и надо взаимодействовать. Это необходимые историку профессиональные, социальные компетенции и технологии психологической безопасности в исторической жизни. Как себя вести при встрече с историческим явлением в жизни? Ведь иногда быстрый бег – это лучший способ, чтобы история тебя не переехала.

Множество моих однокурсников-историков, например, уже ушло из нашего мира, не дожили до сегодняшнего дня. И это не только проблема утренней гимнастики. Ниша жизни историков за прошедшие 40 лет существенно изменилась, существенно изменилась сама жизнь, ее обыденные смыслы и формы, ценности и многое другое. А историк ведь не просто хранитель памяти о прошлом? Историк – это не скрижали, не «доска» с надписью. Это активный хранитель. Он должен не только помнить, но и знать, что и когда сказать людям, что исследовать, как и кому передавать память, как и где воспитывать новые поколения, как обучать памяти о прошлом и многое другое. Кроме того, чтобы передать какое-то знание и память другим, надо еще знать про то, как сохранить смыслы жизни, как сохранить саму жизнь с этими смыслами даже тогда, когда это никому уже или еще не нужно. Это специальные профессиональные знания и умения. Частично этому обучают в спецслужбах, частично в МЧС, частично в монастырях. Ну а историки приходят к этому сами, кто и как сами смогут или не смогут. Сегодня это – их личное дело. В системе образования и в обществе про это не думают, и считается, что как-то все и само образуется. Или не образуется, тогда и будем думать.

У всех у вас есть примеры недавних событий и поведения людей в таких ситуациях, которые вы тоже, может быть, не удерживаете в памяти и в осознании как далеко отстоящие от нас, от нашей обычной жизни и забот.

Вспомним это вместе, как примеры таких явлений, событий, и поведения, истории в которой мы живем?

Deep Purple, London Symphony Orchestra – Smoke On The Water

 

«Дым над водой» – это видимая и звучащая тревога и неопределенность понимания мира, разлитая во всем угроза непонятного и невидимого или неосознаваемого.

 

Сирия – декабрь 2024 года:

Люди бегут в аэропорт, который не работает, погибают, теряют имущество, друг друга. Исчезает у многих возможность спастись, потому что аэропорт в такой ситуации – ловушка, попав в которую, гораздо сложнее спастись. Но люди бегут в аэропорт, несмотря ни на что, бегут в разных странах и в разные годы. «Бег в аэропорт» – один из признаков того, что люди плохо представляют окружающую их жизнь. Когда она начинает рушиться, они начинают суетиться и бегать, часто с противоположным результатом, чем им хотелось бы.

«В аэропорту Дамаска началась паника после того, как боевики вооруженной оппозиции вошли в столицу Сирии. Все его сотрудники эвакуированы, аэропорт прекратил работу, сообщила сирийская радиостанция Sham FM».

Источник

Паника в аэропорту Дамаска. Видео – РБК

 

Афганистан – 2021 год

«Всю прошедшую ночь [15-16 августа – А.А.] в международном аэропорту Кабула прибывали люди, пытающиеся покинуть захваченный боевиками «Талибана» (jрганизация «Талибан» была признана террористической и запрещена в России по решению Верховного Cуда РФ от 14 февраля 2003 г.) Афганистан.

Отчаявшиеся иностранцы и местные жители целиком заполнили здание воздушной гавани, тысячи людей ждут спасения прямо на взлетно-посадочной полосе».

Источник

 

Пандемия – 2020–2022

Вы все и всё видели сами. Здесь я предлагаю вам включить свою память и свои образы. Сами всё вспомните и дадите картинки действительности в вашей памяти.

 

Россия – 2022 год, начало СВО.

В России стихийные общественные настроения проявили себя в 2022 году с началом СВО. Одна часть людей пошла добровольцами, другая стала помогать армии. Но произошло и бегство части людей, занимающихся, как правило, свободными профессиями и не соотносящих себя с российской цивилизацией.

Цифры и оценки разные, но у нас и не научное исследование. Это только иллюстрация некоторых процессов и настроений, о которых я говорю.

«По данным статистики Федеральной службы безопасности, 3,8 млн человек выехали из России за первый квартал 2022 года, 38 тыс. человек выехали из России в Грузию, около 134 тыс. человек — в Армению, а 205 тыс. — в Казахстан», – пишет сайт «Молнет», ссылаясь на Федстат. А также в Турцию выехали 364 тыс., в Германию — 61 тыс., в Литву — 48 тыс., в Доминикану — 92 тыс., в Египет — 352 тыс., в Италию — 26 тыс., в Израиль и Испанию — по 22 тыс. человек».

Источник

«С начала 2022 года из России выехали 419 тыс. человек. Это вдвое больше, чем за аналогичный период 2021-го, когда из страны уезжали 202 тыс. человек, сообщает РБК со ссылкой на Росстат. По его данным, миграционный отток составил 96 тыс. против прироста на 114 тыс. годом ранее».

«На фоне военной операции на Украине и последовавших в ответ санкций в России начался отток кадров из IT-отрасли. К концу марта страну покинули 50–70 тыс. IT-специалистов. Премьер-министр Михаил Мишустин утверждал, что к концу мая около 85% уехавших вернулись. При этом во втором квартале 2022 года в Россию въехало рекордное число трудовых мигрантов — 3,12 млн, сообщала FinExpertiza».

Источник

Эти цифры из СМИ, поэтому они не претендуют на полноту, окончательность и точность. Главное здесь – простая иллюстрация настроений времени и действий больших групп людей.

В таких исторических эпохах, настроениях и процессах историку важно жить не как «перелетной птице», которая вдруг собирается с остальными и куда-то улетает: все полетели – и я полетел. Историк должен знать, понимать и рассчитывать.

В таких ситуациях обычные люди, как правило, не понимают содержания «внезапных» процессов, почему они происходят и как это отразится на их жизни. Внезапный бег людей в каком-то обществе в аэропорты – это один из признаков социальной дестабилизации, хаоса, неуправляемости, выключения рационального и осмысленного понимания действительности, замена сознательного в поведении бессознательным.

 

Памятка для историка: а что делать в условиях перемен? Это ведь для нас профессиональный вопрос, наше совместное с вами творчество – каждый додумывает что-то в действиях и бездействии в такой ситуации:

Историк должен быть незаметен. Незаметен, но не безразличен.

Одна из простейших, но профессиональных функций – это наблюдение, начиная от простой фиксации всего доступного, происходящего, наблюдаемого, им выделяемого, так и до аналитического описания и изучения окружающей действительности. Задача – замечать, фиксировать, понимать.

Не пытайся убедить, рассказать, просветить. В это время живут и действуют не разум и понимание, а прежде всего эмоция и настроение. Задача – сохранить и передать, а не изменить и повлиять.

Когда вокруг бегут – это не повод присоединиться к бегущим, это повод включить разум.

Взаимодействие в любой системе всегда устанавливается на уровне «слабого звена», наименее развитого элемента. Так действуют даже вирусы. Вступая в контакт с обществом, помните об этом.

 

Ну и так далее, и тому подобное. Это не мои ответы на вопросы, а это просто «многоточие», которое еще надо превратить в принципы, ценности и последовательности. Если кто-то захочет и сможет, он сделает это. Конечно, в мировых религиях так или иначе решается вопрос о том, как выжить человеку в условиях глобальных, в том числе и духовных, катастроф («конец света»). Но для конкретных ответов и профессиональных памяток для использования в жизни, а не «вечных» текстов, нужны другие способы рационального поведения и осмысления. Вот на этом пути осмысления, рационализации, технологизации и социальных инноваций мы с вами сегодня находимся. А что мы придумаем, зависит от нас с вами и наших способностей. Мы – «дитя во времени» (Child In Time). Хватит играть – пора и понимать!

Каждая конкретно-историческая эпоха и цивилизация находят свои формы выражения и закрепления классических ценностей и смыслов жизни. Исполнение рок-группами в 1970–1980-е годы вариаций на произведения мировой классической музыки стали формой воссоединения современности и классики в музыке. Например, группа Deep Purple исполнила классическую музыку Бетховена в рок-стиле – это один из таких примеров сохранения культуры в новых условиях. Для нас сегодня подготовка историка, специалиста в области исторического просвещения и воспитания – это не только передача знаний и формирование профессиональных компетенций. Сегодня будущий историк должен быть не только специалистом в области ценностей, но еще и сам носителем таких позитивных классических цивилизационных ценностей, которые стали его личными убеждениями. Историк должен не только хранить прошлое и его память, но и воспроизводить в современности главное – ценности и смыслы жизни человека.

 

16 / 04 / 2025

Показать обсуждение