Совсем недавно по историческим меркам, в мае 2015 года, произошло незаметное и неважное для большинства людей событие регионального масштаба – в Германии нашли бронзовые статуи коней имперской рейхсканцелярии при нацистах.
А где же они были? Почему про них никто не знал?
И почему это важно для меня? А для меня это важно потому, что эти скульптуры – это часть моего детства, часть моей школы № 79 ГСВГ и нашего школьного стадиона в городе Эберсвальде, часть моего мира и часть правды нашего общего мира.
Любимые «кони» Гитлера из рейхсканцелярии
«Монументальные бронзовые скульптуры гитлеровской эпохи, изображающие коней в натуральную величину, обнаружены в Германии в ходе обыска в одном из складских помещений в городе Бад-Дюркхайм в федеральной земле Рейнланд-Пфальц.
В 1939 году они стояли на наружной лестнице Новой рейхсканцелярии в Берлине, в которой находился кабинет Гитлера. По замыслу нацистского диктатора Берлин должен был стать «всемирной столицей», доказывающей, в частности, своей монументальной архитектурой превосходство арийской расы. По поручению архитектора Альберта Шпеер (Albert Speer), которому было доверено строить «Германию» (такое название должен был получить город), целый ряд художников и скульпторов создавали скульптуры атлетически сложенных людей и животных. В этом стиле выполнены и бронзовые кони Торака. Еще во время войны скульптуры были вывезены из подвергавшегося бомбардировкам Берлина в загородное хранилище наряду с прочими объектами, представлявшими ценность для гитлеровского режима.
Немецким следственным органам удалось обнаружить ряд монументальных работ, в частности, скульпторов Арно Брекера (Arno Breker) и Фрица Климша (Fritz Klimsch), также в свое время поставивших свой талант на службу Гитлеру. Задержано восемь человек в возрасте от 64 до 79 лет».
«Пока неизвестно, что будет с лошадьми сейчас. Необходимо определить отношения собственности: или скульптуры становятся собственностью ФРГ, или же – наследников Йозефа Торака».
Сколько вопросов вызывают эти информационные сообщения? Например, тезис о том, что «необходимо определить отношения собственности: или скульптуры становятся собственностью ФРГ, или же – наследников Йозефа Торака».
А как же наследница Советского Союза – Россия? Вообще-то эти «кони» и другие скульптуры рейхсканцелярии принадлежали СССР, их украли в 1989 году на территории советской ЗГВ, когда исчезала ГДР, а теперь делят?
Гимн ГДР – «Auferstanden aus Ruinen» («Возрождённая из руин»). Субтитры – Русский перевод
80 лет Победы – это и повод вспомнить о том, что Германии не принадлежит, что украдено у нашей страны! Обращает на себя внимание и возрастной состав участников захвата-кражи нацистских скульптур: 64 – 79 лет. Это прямо «пионеры» нацистской Германии, остатки прошлой системы воспитания, это те, на ком не сработала программа союзников по денацификации Германии.
Эберсвальде: Кони со стадиона на немецкой документальной пленке 1930-х (на 2.15-2.25 можно увидеть эти скульптуры коней)
Наше время – это время использования слов, задающих каркас нашего видения и понимания мира, нашей эпохи, и одновременно мало что значащих для произносящих и слушающих. Слова-образы, но слова без смысла. Термин есть, мазок «краски» есть, а понимания нет, реальности за этим часто нет. Такое своеобразное понимание и общение – это когда понятия нет, мифа тоже нет, а есть только кажимость, нарисованный очаг в каморке папы Карло. Когда-то рационализм и понятия появились как противопоставление мифу, как постмиф. Сегодня есть попытка не оставить ни одного, ни другого, – когда сказка разрушается плоской имитацией реальности, а сама реальность опошляется выведением духовного за ее границы (Души нет! Любви нет! Есть интересы и потребности! – Ну ведь пошло это. Признайтесь))
Но действительность все равно есть. И душа есть, и любовь есть. В этом своеобразие нашей ситуации.
«Кони» Гитлера на стадионе школы № 79 ГСВГ в Эберсвальде
Газета Bild сообщала в 2015 году, что «шагающие кони» считались пропавшими с 1989 года. Именно тогда их в последний раз видели на спортплощадке в военном городке Советской Армии на территории бывшей ГДР. Изначально эти статуи украшали вход в канцелярию Адольфа Гитлера, а после падения Берлинской стены и вывода советских войск с территории бывшей ГДР бронзовые кони исчезли. Предполагалось, что их либо расплавили, либо вывезли в СССР, либо продали на месте богатым коллекционерам. Какой путь на самом деле прошли кони за минувшие четверть века, еще предстоит установить. (См.: У найденных в Германии скульптур «лошадей Гитлера» не известны ни хозяин, ни художественное значение, ни стоимость — Викиновости.)
К сожалению, мы не сделали ничего из того, чего опасались немецкие журналисты-обыватели: не продали, не расплавили, не увезли, не уничтожили. Ничего!
Неправдой было и то, что скульптуры находились на территории воинской части на территории ГДР. Они открыто стояли на доступном для всех советском школьном стадионе. Немцы могли их видеть столько, сколько хотели. Но ими больше интересовались советские дети, чем немецкие. Это разница в «коде» наших культур (так сейчас это называют).
В публикациях об обретении любимых скульптур Гитлера часто писалось в СМИ, что русские случайно их не уничтожили в соответствии со своей политикой «зачищения» Германии от следов нацизма.
Это тоже неправда. Или сознательная, или спецтехнологическая неправда для создания ложного образа русской политики в Германии. Именно на территории, контролируемой советскими войсками, и сохранилось больше всего следов нацистской Германии. Практически только там они и сохранились. И связано это как с содержанием нашей русской политики денацификации Германии, так и с нашим отношением к прошлому, в том числе и чужому, и враждебному, поверженному.
Авторы из Германии не знают этих особенностей русской политики и ее отличия от американской политики денацификации.
Один из очевидцев событий конца 1980-х годов, Николай Кабанов, написал и прояснил, как и когда исчезли скульптуры со школьного стадиона:
«Кроме коней были и другие скульптуры. Стояли они на стадионе школьного городка штаба 20А в г. Эберсвальде. В конце 80-х годов через отделение спецпропаганды ПО армии поступило письмо от «немецких товарищей», которые просили разрешения демонтировать скульптуры, ссылаясь на нацистское прошлое автора и на то, что скульптуры были призваны пропагандировать превосходство арийской расы. Точную формулировку не помню, хотя сам читал это письмо. Судя по всему, просьба была удовлетворена, т.к. скульптуры были демонтированы и вывезены немцами».
А вот видео из бывших немецких казарм в Эберсвальде, где размещались советские воинские подразделения ГСВГ-ЗГВ и где при ремонте обнаруживались или проступали на стенах цитаты Гитлера. И мы, это интересно, их не боялись. Найдете на территории ФРГ такие следы нацизма? Сомневаюсь!
247 батальон охраны штаба 20 армии ЗГВ – 1991 год – Эберсвальде
На стенах наших казарм в любительском видео можно видеть в 1991 году цитаты Гитлера о Германии и долженствовании (в вольном переводе):
«Наш главный приказ: Ты должен, служа своему народу, исполнить свой долг»;
«Верой в Германию мы судьбу преодолеем. Любовь к своему народу, доказывается только жертвой, которую ты для этого готов принести»;
«Прав тот, кто борется, кто не борется – тот право теряет»
А вот те самые классические нацистские скульптуры на моем школьном стадионе:
Скульптуры Арно Брекера (Arno Breker), одного из главных скульпторов Третьего рейха, на стадионе школы № 79 20-й армии ГСВГ-ЗГВ в Эберсвальде – «Провозвестник» и «Призвание»:
Скульптуры Фрица Климша (Fritz Klimsch), одного из главных скульпторов Третьего рейха, на стадионе школы № 79 в ГСВГ-ЗГВ в Эберсвальде:
У нас, советских детей, не было желания испортить, уничтожить или унизить следы и наследие чужой, пусть и враждебной, культуры. Мы жили в культуре воспитания восхождения человека.
Два пути (русский и американский) денацификации и две Германии
Можно специально подчеркнуть, что опыт прошлой исторической денацификации послевоенной Германии – это опыт разных целей, разного содержания и разных результатов. Советский опыт денацификации использовал другие, чем у американских союзников, цели и социальные технологии воздействия на общество и его обновление, делая акцент не на психологической вине немцев, формировании комплекса неполноценности, а на позитивном потенциале классической культуры Германии, будь то народные танцы или классическая немецкая философия, включая марксизм. Акцент делался на сопротивлении нацизму, на рабочем классе и его ценностях. Советский путь денацификации опирался на позитивный образ будущей социалистической Германии. Образ будущего советской Германии опирался на возвышающий ее новый социально-экономический строй, на связь новой и исторической Германии и на исключительный негатив нацистской Германии как временной социальной болезни.
Таким образом, у нас есть два развитых варианта исторической денацификации общества Германии – негативный и позитивный. Эти два пути должны быть учтены и использованы в программах, например, денацификации территорий Украины. Денацификация – процесс не быстрый, сложный и требующий охвата и преобразования всего общества.
Результаты денацификации Германии союзниками после второй мировой войны сейчас постепенно нивелированы. Прекращение политическим руководством Советского Союза существования ГДР привело к разрушению советской модели денацификации – постнацистского восхождения новой Германии – ГДР на основе классических гуманистических ценностей справедливого мироустройства.
Гимн ГДР сегодня на вокзале – DDR Nationalhymne / GDR National Anthem (East Germany) on Public Piano
Сегодня постепенно преодолевается и американская модель денацификации – чувство коллективной и индивидуальной вины за нацистское прошлое Германии, прививавшееся на территории ФРГ. Ответственным за разработку программы денацификации населения Германии был назначен американцами известный психолог Карл Юнг. Он определил главную проблему нацистского общества как «отсутствие совести», которую он предложил будить демонстрацией немцам тех преступлений и ужасов, что совершили их соплеменники во время войны. Главной целью денацификации все-таки было не допущение воссоздания условий формирования нацизма, его социально-политических и культурно-исторических причин. Но при едином понимании целей страны-победительницы осуществляли эти процессы по-разному и с разными результатами.
Две социальные технологии денацификации – позитивная (СССР) и негативная (США) – начали применяться не только в Германии, но и на полях Украины.
А возникающая новая Германия, как преодолевающая денацификацию, еще не обрела явные и осознанные принципы и идеологемы, новые смыслы своего существования, но они уже начинают проступать сквозь немецкие туманы. И это вовсе не романтика немецкой поэзии, скорее это – социальное и духовное уродство несоединимых принципов, миров и смыслов своей жизни. Выход из такой ситуации не бывает легким, и это совсем не любимые в Германии Рождественские праздники.
Немцы устали от чувства вины
Американский способ денацификации опирался на психологические способы воздействия как на отдельного человека, так и на все общество. Был использован один из сильно действующих психологических механизмов воздействия на поведение – формирование чувства вины. Это психологическая технология управления поведением через сознательное формирование негативного самовосприятия и самоограничения. Чувство вины как базовая характеристика американской денацификации Германии позволяло какое-то время достаточно эффективно контролировать духовное развитие Западной Германии, но сегодня начинает давать другие результаты – начинает ощущаться усталость общества и желание сменить психологическую парадигму, избавиться от коллективного комплекса вины.
В 2023 году, например, происходили события, которые иллюстрировали усталость немцев от вины, показали то, что невидимо на поверхности общественных настроений Германии и начинает избавлять Германию от результатов американской денацификации:
«Нацистский скандал в Баварии, разворачивающийся с местным политиком Хубертом Айвангером, показывает усталость немцев от вины за прошлое. Об этом пишет газета Politico.
С таким заявлением газета прокомментировала скандал с Айвангером, членом правительства земли Бавария и лидером партии «Свободные избиратели», являющейся партнером правящей федеральной землей партии Христианско-социальный союз (ХСС). Его обвинили в антисемитизме из-за обнаружения его детской листовки, где он высмеивал холокост и преступления нацистской Германии.
[…] Авторы заключают, что отказ властей Баварии от увольнения политика и рост рейтингов его партии на пять процентных пунктов подтверждают усталость немецкого общества от постоянных извинений за преступления нацистского режима».
Возвращение любимых «коней» Гитлера в последнее десятилетие в публичное пространство немецкого общества – это один из маркеров преодоления психологической и политической денацификации Германии после Второй мировой войны. Это маркер преодоления результатов нашей Победы, обретения Германией нового своего самосознания: объединенная Германия с «конями Гитлера».
И даже инициатива по возвращению нацистской скульптуры в публичное пространство современной Германии исходит как бы не от немцев, а от голландского детектива Артура Бранда, который со стороны предлагает вернуть в музейное и общественное пространство Германии эпоху нацизма из необходимости обычной и «нейтральной» любви к истории.
По словам голландского детектива Бранда, «несправедливо забывать плохое. История есть история, ее нельзя изменить, и ее нужно учить. Немцы хотели ее забыть и изрядно разрушили. Это правда, что они разрушали следы старого с добрыми намерениями. Например, Освенцим они хотели уничтожить, и это их желание понятно, но, к счастью, они этого не сделали, потому что есть люди, которые говорили, что его не существует! Эту эпоху нужно преподавать в музеях, если мы не хотим, чтобы она повторилась».
Правда, знакомые слова и знакомая логика про историю, ее значение, смысл и что и как надо сообщать? Интересно, что одни и те же механизмы психологического воздействия могут использоваться для формирования чувства вины, а в других случаях наоборот, для преодоления табу на какие-то явления и ценности, для сбрасывания «оков» культуры и совести.
Кстати, и проблема формирования вины как способа управления нам тоже хороша знакома по последним десятилетиям. Помните? – Нам постоянно предлагали покаяться за что-то, что мы не совершали, или примириться с кем-то, кто не имеет отношения ни к нам, ни к другим. Это усовершенствованная психологическая технология формирования чувства вины. Она абстрактна, и из нее нельзя самостоятельно выйти, поскольку она существует только как выдумка, пересаженная в вас извне как программа психологического вируса.
Штурм Берлина. В логове зверя (ТВ, 2015). Режиссер Алексей Денисов. Документальный фильм с Федором Бондарчуком.
16 сентября 2021 года в испанском СМИ «El Confidencial» появилась статья о том, что нацистское искусство должно быть в музеях. Что это? Денацификация отменяется и забывается? Вся Европа хочет забыть об Освобождении и вспомнить свастику на знаменах? Побегут ли снова по Европе любимые кони Гитлера?