И все бы хорошо, да что-то нехорошо. Слышится Мальчишу, будто то ли что-то гремит, то ли что-то стучит. Чудится Мальчишу, будто пахнет ветер не цветами с садов, не медом с лугов, а пахнет ветер то ли дымом с пожаров, то ли порохом с разрывов.
Аркадий Гайдар. Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
На столе у меня лежит книжка «Откуда исходит угроза миру?», изданная в 1983 году Министерством обороны СССР. Хорошая книжка, для широкого круга пользователей, где все понятно, ясно видно и объяснено. А что сейчас?
Мировая война в последнее время стала постоянным фоном экспертного и новостного обсуждения происходящего в мире, она стала настроением общественного сознания разных стран. Но, как часто бывает со словами и вещами, лежащими на поверхности, совсем немногие задумываются, знают и понимают, о чем же на самом деле идет разговор, когда мы произносим это страшноватое словосочетание «мировая война».
Поскольку я пишу не научную статью, то могу себе позволить вольности в библиографии и привести несколько в прямом смысле случайных, но полезных книг для возможных размышлений на эту тему:
Жокс Ален. (Ред.) Завтра – война? Материалы коллоквиума, организованного Французской ассоциацией исследований проблем мира. – М.: Прогресс, 1982. – 222 с. – – (Спецхран.)
Кларк Р., Нейк Р. Третья мировая война: Какой она будет? – СПб.: Питер, 2011. – 336 с.
Кьеза Дж. Русофобия 2.0: болезнь или оружие Запада? – М.: Изд-во «Э», 2016. – 288 с.
Пришло время говорить по-человечески на «нечеловеческие» темы, про то, что в обычной жизни людей не очень интересует, да, наверное, и не должно интересовать. Но бывают времена, когда Надо… Надо говорить, рассказывать, объяснять – что, кому и сколько сможешь. Надо не просто пересказывать, перечислять даты и события, а именно объяснять, и даже Утешать в печали, если понадобится, как принято в православии.
Вот такой «нечеловеческой» темой является «третья мировая война». О ней вдруг заговорили в СМИ, заговорили очень активно и по-разному – кто-то говорит, что она уже идет, или даже давно идет, кто-то утверждает, что она вот-вот начнется, а кто-то говорит об опасности ее возникновения. Важно, что всем страшно, но простым людям хочется еще хоть чуть-чуть понимать, а что, собственно говоря, и почему происходит в нашем мире? И когда, и чем закончится?
Это ведь и ответ на вопрос: а как жить в истории? Вдруг оказалось, что мир не состоит только из твоей жизни и твоего выбора, потребностей и желаний, а оказывается, есть что-то ещё – и не только сегодняшний день, а большое, огромное, которое носит тебя как кораблик в океане: историей этот «океан» называется.
Люди ведь последние десятилетия жили в другой, индивидуалистической парадигме и информационном облаке смыслов, ценностей личной и общественной жизни. И вдруг происходит что-то, что непонятно – «девятый вал». Это что? Это что-то просто «сломалось», и скоро жизнь наладится? Или все станет другим? А почему станет другим, и что в такой ситуации делать? Когда-то вопрос личного будущего в истории России в ситуации масштабной общественной предопределенности и неизбежности формулировался как «куда крестьянину податься?».
А вот как это ощущалось в 1917 году:
27 апреля: Казалось раньше, что в случае чего можно забраться в свой угол, забраться, забиться и выжидать. Но теперь углы эти разбиваются, из этих углов людей выбивают – бежать некуда.
Пришвин М.М. Дневники. 1914–1917.
Сегодня вопрос звучит и формулируется иначе, чем в классической российской жизни, но суть самого вопрошания осталась прежней.
Во времена больших общественных перемен личная жизнь часто превращается для человека в «воздушный шарик», а эти самые перемены вдруг начинают выглядеть как природный катаклизм, цунами – то, что нельзя остановить, избежать или объяснить и на что невозможно повлиять, и воспринимается это как природная непреодолимая катастрофа: «дул, как всегда, октябрь ветра́ми, как дуют при капитализме» (Маяковский В. Хорошо! Октябрьская поэма), или «ветер с моря дул, нагонял беду»…
А нам надо возвращать этому «природному» страху человеческое измерение.
Конечно, важно говорить о том, что все знают, боятся, но… ничего в этом не понимают. Как поется в песне самарской шпаны («фураг») 1970-х гг. – там стоит перепуганный мрак… «Перепуганный мрак» – это как раз очень сильный и точный образ не определенного ни пространством, ни временем страха.
Есть такие явления-образы в человеческой жизни с детства… Например, страшная «бабайка» из детства, приходом которой нас пугали, или другие бестелесные и бесформенные страхи… Неопределенность страха делает его еще страшнее. Есть отношение к этому, эмоция, но приобретать этот образ может любые черты страха, в зависимости от личности ощущающего…
Но это есть не только в детстве и не только в индивидуальном сознании…
Термин «третья мировая война» известен большинству людей, он для них не столько рационален и не создает понимание современной ситуации и процесса, сколько это синоним страха и беспредельного страха, и длящаяся память ужаса Второй мировой войны. Когда мир рассматривался и жил в ситуации виртуальности такой «третьей» войны, то отсутствие ясного понимания не было критическим для существующих обществ. Но сегодня, когда секундная «стрелка» зависла и колышется совсем недалеко от «часа Х», только ощущения страха третьей мировой войны для людей маловато. Особенно этого мало для тех, кто живет в тех странах, которые сохранили свою историческую субъектность, т.е. это не просто объединения людей, живущих для того, чтобы быть, существовать и потреблять, но это общества, которые осознают свою историческую миссию, ценности, и у них есть осознанный образ будущего как отдельного человека, так и всего общества.
Термины «третья мировая война» и «ядерная война» в общественном сознании, публичном пространстве СМИ, а сегодня часто и в экспертном сообществе, почти всегда находятся не на рациональном уровне понимания явления и его опасности, а скорее, наоборот, воплощают образ нерационального общественного, человеческого страха – непонятного, неконтролируемого – неуверенности в окружающем мире и направлении его развития.
Третья мировая… Эксперты в последнее время стали произносить этот термин чаще и неосознанно пугать им друг друга и общество.
Началось это не сегодня, а в 50–70-е годы, когда мы жили после Второй мировой войны в мироустройстве «холодной войны». Общественное сознание тогда находилось под непосредственным воздействием живой памяти об этом событии: «главное, чтобы не было войны…».
Вот тогда и сформировалось два публичных образа возможной третьей мировой войны:
- ядерная война (средства ведения войны);
- война, где участников очень много – «свалка» такая военная в мире (количественный показатель).
Очень немногие сегодня говорят, а что, собственно, такое эта «третья мировая война», о чем мы говорим? И эти немногие как раз и говорят, что речь идет не о количестве участников войны или ее масштабе. Мировые войны возникают вместе с появлением «всемирности» исторической современности, с эпохой империализма, которую сегодня зовут глобализмом.
Речь идет о борьбе за мировую гегемонию, мировую власть, новый мировой порядок, десубъективизацию государств и формирование нового глобального субъекта истории, выходящего за пределы стран и цивилизаций.
Установившаяся после Второй мировой войны двухполярная система мироустройства была достаточно справедливой и не позволяла свести будущее мира только к одному насильственному проекту, она сохраняла возможность выбора и исторической субъектности, обеспечивала стратегическую устойчивость мира.
Что представляет собой сегодняшний мир? В нем есть разные страны, находящиеся в разных географических, исторических, этнических, культурных и иных координатах.
Проблема в том, что сегодняшние названия социальных организмов, сообществ, государств не полностью отражают реальное их состояние, а часто даже вводят в заблуждение. Ведь среди этих сообществ, которые называются сегодня государствами, есть принципиально различающиеся социальные организмы: одни являются субъектами исторического развития, и их совсем немного (хватит пальцев одной руки), другие потеряли такую возможность, и есть большие сомнения, что они смогут вернуть себе статус субъекта истории.
Все они находятся на разном уровне социально-экономического, культурного, политического и духовного развития. Все они живут в различающихся исторических временах. Область совпадения исторического времени большинства таких социальных организмов невелика. Развитые страны оберегают свое более сложное пространство будущего от понимания всех остальных. Грубо говоря, вся модернизация Западом остальных сводится к тому, как это когда-то происходило в прериях: вождь получает мундир генерала и думает, что это автоматически решает проблему интеграции в существующую современность Запада. Но это обеспечивает в реальности только интеграцию ресурсов племени западным сообществом и мираж их социальной модернизации и интеграции.
Приблизительно так же «интегрировалась» Россия последние 30 лет новой российской финансовой элитой, которая покупала в Лондоне эти самые «мундиры» западных генералов в виде домов, яхт, всего остального и думала, что теперь она часть этого мира. Но в реальности они купили себе, хотя и дорого, но только места «ряженых», «шутов» в чужом для них мире. И стали Чужими в нашем мире.
Сегодня, когда Россия сказала, что она есть, так же вдруг и сразу оказалось, что в мире еще кто-то остался. Но все они остались именно постольку, поскольку есть мы. И до тех пор, пока есть мы. Именно поэтому такая непримиримость и озверелость демонстрируется по отношению к нам.
21 сентября 2022 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем обращении обратил внимание на то, что «цель этого Запада – ослабить, разобщить и уничтожить в конечном итоге нашу страну. Они уже прямо говорят о том, что в 1991 году смогли расколоть Советский Союз, а сейчас пришло время и самой России, что она должна распасться на множество смертельно враждующих между собой регионов и областей».
Надо подчеркнуть, что большинство современных стран сегодня обладает ограниченным суверенитетом. И такая ситуация возникла не сегодня и даже не вчера. Мировой войне сегодня необязательно быть глобальной, ведь большинство регионов и стран уже встроено в систему надгосударственной, транснациональной, глобальной системы управления, власти.
Мировая война ведется за мировое управление, а на этом пути находится Россия. Россия – это альтернатива будущего мира, построенного на других ценностях – гуманистических, а не сатанинских.
Но именно этот потенциал вызывает мировую войну против России. Не название Россия, не отрицание нормы сексуальных извращений, а именно возможность нравственности, потенциал другого, справедливого планетарного мира и вызывает ненависть и войну против России. Мировая война определяется не количеством участников, не средствами ведения войны, а ее целями достижения мирового господства.
«На следующий день» после исчезновения России как возможности другого глобального мира и другой нравственной жизни проблема установления мировой власти будет решена автоматически и сразу. Вдруг никого не окажется. Вдруг и сразу. В том числе и Китая. Не физически не окажется, а как чего-то, что существует самостоятельно, готово претендовать на эту самостоятельность и позволяет существовать в мире такой самостоятельности и не дает возникнуть этой самой мировой власти.
В современном мироощущении третья мировая война присутствует постоянно, но с разными оценками – от ее приближения, до развертывания уже ее активной фазы. И связано это во многом именно с тем, что даже на уровне мировой политики мы видим сегодня обыденный уровень отражения исторической реальности, который не позволяет понять и назвать процессы их именами.
Вучич назвал это мировой войной против России.
«Мы должны понимать, что в условиях, когда идет мировая война, оставьте разговоры о том, что это региональная или локальная война. Весь западный мир через украинцев воюет с Россией, это мировой конфликт. Не хватает только значительного конфликта на территории Азии», – сказал господин Вучич в интервью Pink TV (цитата по Danas).
Политик из Франции Филиппо назвал визит Зеленского в Вашингтон предвестником мировой войны.
МОСКВА, 24 дек – РИА Новости. Поездка президента Украины Владимира Зеленского в Вашингтон для переговоров с американским коллегой Джо Байденом может быть предвестником третьей мировой войны, заявил французский политик, экс-депутат Европарламента Флориан Филиппо.
«Зеленский в Вашингтоне – великий альянс для третьей мировой войны!» – написал он.
Политолог Крашенинникова предупредила о подготовке США к «большой войне» с РФ в Европе
США проводят тщательный апгрейд в преддверии «большой войны» с Россией на территории Европы, сообщила политолог и историк Вероника Крашенинникова.
К такому выводу она пришла после анализа информации об усилении военных формирований со стороны США и НАТО не только на Украине, но и в европейских странах.
«Соединенные Штаты закладывают в Европе серьезную военную инфраструктуру под командованием наиболее компетентных кадров – на длительный военный конфликт с целью изматывания и истощения России. Мы должны быть готовы к такому сценарию», – отметила Крашенинникова в материале для РИА Новости.
Национальная служба новостей передала, что НАТО ведет подготовку к войне на восточном фланге.
По сути, идет подготовка к ведению военных действий на восточном направлении. – Такое заявление сделал начальник ГРУ Генштаба ВС Белоруссии Руслан Косыгин.
Есть целый ряд, казалось бы, рациональных понятий о современном мире, которые, тем не менее, таковыми очень трудно назвать и признать. Это, например, геополитика (слово “геополитический” как замена содержательного анализа) или мировая война.
Мировая война сегодня часто продолжает сохраняться как образ будущего, которое не должно наступить, образ страха и невозможного. Это восприятие формировалось как элемент общественного сознания все годы после Второй мировой войны. Сформированные содержательные пустоты, или псевдопонимание, как, например, третья мировая война, когда люди разговаривают, используя этот термин как образ страха, которого мы все одинаково боимся, но совершенно не говоря о содержании того, что такое мировая война, почему они возникают и существуют, когда исчезнут, и что такое третья мировая война, о чем она?
А что такое мировые войны вообще? Это результат многочисленных ошибок мировых элит? Это случайность? Или закономерность? И закономерность чего? Можно ли не допустить мировую войну борьбой за мир?
Существующий ложный образ мира, транслируемый и закрепляемый в том числе публичными СМИ и гуманитарным просвещением представляет вкратце его так: наш современный мир – это совокупность в большинстве своем суверенных государств, системы межгосударственных отношений и нескольких полюсов развития, играющих главную роль субъектов общественного развития.
А что же в сухом остатке? Что за мир вокруг нас и что происходит? Итак, мировые войны возникают вместе появлением «всемирности» исторической современности, когда появляются мировые связи в самых разных областях, вместе с эпохой империализма, которую сегодня называют глобализмом.
Мировой войной называют борьбу за мировую гегемонию, мировую власть, новый мировой порядок, десубъективизацию государств и формирование нового глобального субъекта истории, выходящего за пределы стран и цивилизаций. Россия оказалась на пути этого мирового проекта и отстаивает возможность другого, своего, самостоятельного пути в Будущее. Происходящая СВО – не результат ошибок России, неправильных действий, это борьба против установления глобального управления, борьба за самостоятельность развития, за свое государство и за возможность жить на основании наших ценностей.
В ходе СВО и вокруг России решается совсем не проблема Украины, а вопрос существования России: быть или не быть. Сегодня часто это воспринимается просто как образ нашего отношения к происходящему. Но это неприкрытая суть сегодняшнего дня нашей страны. Исторические аналогии, которые сейчас любят приводить, конечно, важны сегодня для нашего самосознания, но не для нашего действия, потому что похожей ситуации не было в истории. Мы оказались на пути установления глобальной власти. И что делать, что нас ждет? – если по-простому. Если по-простому, то мы должны отстоять право другой жизни, сохранения человечности, должны выстроить и отстоять мир другой, альтернативной глобализации и по-другому: с храмами, мужчинами и женщинами, правдой и ложью, вертикальными смыслами и ценностями, различением Добра и Зла. Проблема современного мира совсем не в валютных зонах, не в станках и технологиях, хотя это и важно. Но главное совсем в другом. Мы должны сохранить право оставаться людьми для себя и других людей, право не быть духовными извращенцами, поклонниками толерантности к пороку и злодеяниям, сохранить возможность человеческого прогрессивного развития на основе культуры гуманистических духовных ценностей человечества и его Учителей.
Глава внешнеполитического ведомства Республики Казахстан подчеркнул, что Казахстан не позволит обходить ограничения на своей территории
МОСКВА, 26 дек – РИА Новости. Министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди заявил японскому телеканалу NHK, что страна отказалась присоединяться к западным санкциям против России. […]
«В экономическом плане Россия и Казахстан имеют тесные связи, и санкции против России негативно сказались на экономике Казахстана. Казахстан не участвует в санкциях против России, но придерживается принципа, что он не будет использоваться различными компаниями для обхода санкций. Мы продолжим нынешние отношения между Казахстаном и Россией», – заявил Тлеуберди.
«И все бы хорошо, да что-то нехорошо». И все-таки…, как поют в песнях: нет, жизнь не только майский день, где все смеются и поют…, но все же не верь погоде, не верь туманам и дождям… Будем жить!