Российско-китайский симфонический оркестр и Академический хор. «Гром победы, раздавайся!». Концерт к 280-летию Г.Р. Державина и 20-летию Музея-усадьбы Г.Р. Державина
Корпусной марш Варшавского Суворовского кадетского корпуса.
Есть то, что я не люблю. Почему? – Просто так. Или даже, лучше сказать, не просто не люблю, а оно меня только раздражает. Раздражает – это значит, что вызывает у меня негативный эмоциональный фон отношения к этому явлению. Пассивное раздражение не предполагает активной борьбы против того, что не нравится. Это просто как морщащееся от чего-то лицо, это не телесная, а внутренняя эмоциональная «наморщенность».
Одно из таких незначительных явлений, которое меня пассивно раздражает, – это различные «фигуры» на пальцах или руками во время фотографирования.
Меня это раздражает – и только. И я думал, что раньше такого на фото не было. Ну, по крайней мере, среди своего окружения в период взросления и обучения я этого не помню как заметного явления.
Поскольку я этого не помню, а лично для меня все эти «изображения» достаточно далеки, то и обсуждать бы их я не стал. Есть масса различных явлений в мире, которые нам не нравятся, но они существуют и с ними не надо бороться.
Но вот попался мне сайт Варшавского Суворовского кадетского корпуса. В этом корпусе учились в начале XX века до революции 5 родных братьев моей бабушки: Борис, Валерьян, Георгий, Дмитрий, Евгений Жи́рковичи. А на сайте корпуса размещены фотографии кадетов разных лет выпуска. Хотя на фото и не указаны фамилии воспитанников, но мне интересно их рассматривать: может быть, увижу среди них знакомые родственные лица.
За время своего существования с 1899 по 1918 год Суворовский кадетский корпус в Варшаве произвел 13 выпусков: 9 – до Первой мировой войны, 3 – во время нее и один – в 1918 году.
И что вы думаете? Вдруг я увидел, что кадеты начала XX века тоже для фото делают «фигуры» пальцами или руками. Это меня очень удивило. Это меня очень сильно удивило. Ведь оказалось, что фигуры пальцами в разные эпохи изображаются разные, но есть некая психологическая необходимость что-то изобразить на фото. Это тема для курсовой или диплома студентов-психологов нашего университета – эволюция психологических доминант на фото разных эпох и социальных групп. Ну что-то типа этого))
На этих фото разных выпусков Варшавского Суворовского кадетского корпуса видно, что кадеты в начале XX века тоже делали руками некие «фигуры»: это было либо закладывание пальцев ладони за борт кителя, либо складывание рук на груди.
А это еще и традиция. И это тоже интересно.
Интересно, что, как и сегодня, жесты рук, фиксированные расположения рук были публичной трансляцией некоего отношения, или состояния, или претензии позирующего в том обществе начала XX века. И это было распространенной практикой того времени, как и нашего.
Вспомним для примера хотя бы оставшиеся нам от 1917 года позы А.Ф. Керенского. Не только наше современное время хочет что-то продемонстрировать окружающим, а люди старательно это изображают. Социальная презентация жестов оказывается важным средством коммуникации вообще в истории. А еще это демонстрирует очень важное для нашего сегодняшнего мира с искусственным интеллектом отличие реального явления от его имитации. Жесты на фото – это имитация!
Смотрим внимательно вокруг себя и в прошлое!
«В Польше и, в частности, в Варшаве, где почтительное отношение к военной форме было многолетней традицией, кадеты Суворовского кадетского корпуса сумели добиться исключительно уважительного к себе отношения. По свидетельству современников, подтянутость, корректное и вежливое отношение к окружающей публике, четкое отдание чести – все это стяжало кадетам доброе имя в чужом для России городе. Страсть ко всему, что относилось к овладению строевым мастерством, доходила до того, что младшие кадеты специально рыскали по Варшаве в поисках встречи с каким-нибудь генералом для того, чтобы лихо по-военному встать во фронт и отдать ему честь».
И что в итоге? А в итоге – «а молодежь у нас все-таки хорошая» – это еще одна фраза, которая раздражает меня, как и жесты на фото. Но в этот раз я соглашусь с этим суждением!
Александр Федорович Керенский, министр-председатель Временного правительства России с июля по ноябрь 1917 года. Фото из Интернет-ресурсов
Корпусной марш Варшавского Суворовского кадетского корпуса «Гром победы, раздавайся!»
В 1906 году в связи с первым выпуском корпусу был присвоен марш «Гром победы, раздавайся» – героико-патриотический полонез композитора О.А. Козловского на стихи Г.Р. Державина, созданный в честь победы А.В. Суворова под Измаилом.