С 18 апреля и до конца весны в Москве пройдут Дни исторического и культурного наследия.
(Источник)
В последнее время «на улице» мне стали встречаться «детские» вопросы, которые обычно возникают в воспитательных учреждениях до школы или в начальной школе. Раньше такие образовательно-детские вопрошания на мировоззренческую эрудицию не были распространены среди взрослых. А сегодня я вдруг оказался в новом для меня инфантильном взрослом мире. Почему они возникли сейчас? Потому что это следствие общего падения системы образования на территории бывшего СССР, и оно начинает давать видимые невооруженным взглядом результаты. У нас в последние годы было модным слово модернизация. Так вот эти культурные результаты – следствие демодернизации. И не только России, но и наших соседей. Тем более что модернизацию проводили везде в Советском Союзе именно мы, а демодернизациям в наших бывших республиках мы просто не мешали (мем такого природного, стихийного и вульгарного эгоизма, отношения выражен в простой фразе из песни: «я себе красившее найду»).
Владимир Маркин: В доме 8 на Тверском бульваре (Я себе красившее найду)
Вот таксист у меня по дороге на работу и спросил, глядя задумчиво на наш корпус на юго-западе:
– А кто такой Вернадский?
Я так же спокойно-задумчиво ответил:
– Ученый…
– А чем он занимался?
Господи, подумал я, опять то же самое… Надо снова в нескольких словах ответить представителю нового поколения, выходцу с Кавказа, очень просто, точно и ясно… А кто такой был, действительно, этот самый Вернадский?
Ведь не скажешь, что по окончании учебы на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета Вернадский остался в университете для ведения научной работы, был хранителем минералогического кабинета. Сказать, вернее, можешь – и это будет правда. Но она даст неправильный образ, станет неправдой. А у тебя есть возможность только на несколько предложений и «таксист».
Вопрос таксиста как раз мог бы быть хорошим началом сценария художественного фильма-сериала про Вернадского. А после этого вопроса мы переносимся в эпоху Вернадского, в его обычную жизнь необычного ученого.
Лирическое отступление автора.
Есть события, вопросы и слова, которые вдруг в определенные эпохи приобретают некое символическое значение. Вспомним хотя бы известную для советского поколения фразу Ленина: «Теперь не надо бояться человека с ружьем». Так вот, вопросы таксистов тоже интересны именно как показатель некоего сдвига в обществе. В чем он? Они нам показывают очень простые, но заметные изменения. «Таксисты», простые люди, снова заинтересовались не только деньгами, но и пониманием того мира, в котором они живут. Это хорошо? Да! Но эти же вопросы демонстрируют и другое – резкое падение культурного уровня общего образования. Произошла культурная контрреволюция, то есть уровень общего образования в нашем постиндустриальном обществе стал ниже, чем раньше. В науке такой результат развития называется простым словом «регресс». Общий итог этих простых вопросов «таксистов» состоит в том, что нам для дальнейшего прогрессивного развития необходимо существенно модернизировать всю систему образования. И это означает в первую очередь восстановление достижений классического образования, и только затем использование современных методов образования, которые могут в чем-то помогать или не помогать решать образовательные задачи. Но только именно помогать.
Вот и оказалось, что сейчас мало уметь читать лекцию. Надо уметь походя, коротко ответить на главные вопросы. Причем не так ответить, как интернет. А именно так, как интернет не ответит, надо выделить самое главное, и главное такое, что поймет именно этот конкретный человек, о котором ты ничего не знаешь, но должен за несколько секунд создать его культурный портрет.
То есть нужно моментально отсканировать общий культурный уровень человека и дать ответ, который он поймет и который нужен именно ему. Это задача «круче», чем то, что решает ИИ. У него (ИИ) набор простых и стандартных последовательностей, даже если они будут запущены нестандартно. ИИ исходит не из человека, а из загруженных в него (ИИ) человеком последовательностей.
Как-то раньше, в 2020 году, я уже писал о таком же случае с другим вопросом, когда водитель такси спросил у меня: А кто такой Ленин?
Тогда ко мне обратился казах-водитель лет 20-ти:
– А можно у Вас спросить?
– Да, спрашивай, конечно!
– А почему у вас на всех станциях метро написано, что оно имени Ленина. Почему так?
Минута молчания…
Ну что тут ответишь на такой вопрос? А действительно почему? Жизнь не перескажешь, а историю тем более.
– А он какой национальности был? А то всякое про него говорят: вот, мол, евреем был, или ещё, ну как их, ну по-всякому их сейчас называют… хохлы, что ли…?
– А он ведь очень умный был?!
Я почувствовал себя героем русской сказки у разбитого корыта. Что сказать, что ответить на такие вопросы? Я ощутил себя где-то в машине времени и, наверное, в 1920-х годах где-то в казахской степи. Был у нас знаменитый фильм 1965 года Андрея Кончаловского «Первый учитель» о том, как начиналась культурная революция в горах Киргизии. Меня всегда потрясал в детстве этот разрыв… И не столько разрыв в образовании, сколько в добре и любви…
А я себя вот почувствовал в такси «последним» учителем. Как далекое прошлое вдруг становится вновь настоящим?!
Культурная революция шагнула вспять. Ясно и видимо, просто очень зримо. На глазах.
В «Анне Снегиной» Сергей Есенин в 1925 году написал ответ на такие вопросы:
И каждый с улыбкой угрюмой
Смотрел мне в лицо и в глаза,
А я, отягченный думой,
Не мог ничего сказать.
Дрожали, качались ступени,
Но помню
Под звон головы:
«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он – вы».
А нам-то что им сказать? Кто мы?
Невольно начинаешь… Именно невольно начинаешь ощущать в таких ситуациях себя «апостолом». Кто-то должен просто и ясно рассказать другим людям о сложном, прошедшем и важном. И предстоящем. Такую задачу решали монахи в «темные века» средневековой пост-римской истории. Вот и нам досталось время, когда надо писать все и сразу на маленькой поверхности, о главном и сложном говорить просто и ясно, в двух словах. И речь идет не только об истории или других гуманитарных науках, речь идет обо всех сложных формах знания. И мы не монахи.
Это может показаться преувеличением, это может показаться сознательным акцентированием, но те, кто работает «в поле», работает со студентами, и те, кто не ослеплен мифологией советского «прогрессорства» о том, что у нас замечательная молодежь, – те знают, что я не просто преувеличиваю, я преуменьшаю. Мы создали систему автоматического воспроизведения Хама, хамоватости. А так – да, молодежь у нас просто «чудесная»…
Можно было бы и так как раньше относиться к жизни и к молодежи, но у нас нет важнейшего элемента такого отношения к прогрессу и к молодежи – это КПСС. Это значит… ? – Нет, это ничего не значит. Просто КПСС нет, и той идеологии непрерывного прогресса тоже больше нет. И молодежи той тоже нет. И люди не остаются все теми же (это один из элементов мифа современного общественного сознания – люди всегда одни и те же). И «это» все не на уровне наших генов (социально-человеческое передается и воспроизводится не на уровне генов (биологии), а на социальном уровне – культурой). И лучше люди просто так тоже не становятся и не остаются – никакая «сансара» нам в этом не поможет.
Встречи в такси напоминают нам о таком явлении, как народное просвещение, о тех людях, которые не попадают в масштабные всероссийские проекты нового общества «Знание». Народное просвещение – это забота о тех людях, которые не знают, не понимают и не учатся. И не будут учиться. Это о людях, которые работают и трудно растят детей. Это о тех людях, которыми раньше занималась советская система народного образования и просвещения. А еще до этого – ими занимались различные направления просветителей-народников.
Елена Камбурова – Любовь и разлука (из к/ф «Нас венчали не в церкви»)
Это просто люди. Поэтому они могут заинтересовать не «проекты», а тоже простых людей. И даже не волонтеров. Это происходит тогда, когда одни люди интересуют других людей. Просто так. Без баллов.
Оказалось, что для народного просвещения снова нужны люди с ценностями «просто так». А еще нужны люди с такими глубокими и разносторонними знаниями (это не-компетенции, а их противоположность), что позволят любым «первым встречным» объяснить по-настоящему в любой форме любые знания. Один из героев Достоевского мечтал когда-то сузить человека («широк человек, слишком даже широк, я бы сузил»). А тут мы снова нуждаемся в том, чтобы его расширить, «расшить». И это расширение не горизонтали человека (компетенций), а его вертикали (всестороннее развитие способностей и духовный альпинизм – Восхождение).
Противоположность этому – когда не возникает вопросов вообще, другое отношение к жизни, зафиксированное, например, в симпатичной немецкой песне – «Мы живем громко»!
Beatrice Egli – Wir leben laut – Мы живем громко (Простой гимн счастью непосредственного потребления)
Wir leben jetzt Wir leben laut Wir wollen mehr Wir drehen auf Für uns gibt es kein Zurück Denn das ist unsere Chance aufs Glück | Мы живем сейчас, Мы живем громко, Мы хотим большего (больше), Мы включаемся, Для нас нет пути назад (Прошлого, Возвращения), Потому что это наш шанс на счастье |
Ну да, это новый тип отношений, когда вопросов УЖЕ больше не возникает, а остались только желания. Конечно, это желания счастья! И естественного счастья, когда вопросов уже больше нет. И не потому, что ты все уже понимаешь, а потому, что понимание тебе больше уже и не нужно. Тебе нужно просто счастье. А просто счастье – это что? Это отсутствие способности и возможности возникновения вопросов! Ну ведь признайтесь – это чудесно! Это чудесные счастливые люди. Именно про них у нас сейчас, бывает, говорят, что «у нас замечательная молодежь»! Но не все еще замечательно и не все еще получилось: иногда на улице ко мне пристают с вопросами, кого-то они еще волнуют – ну скажи, ну что такое, ну кто такой…
В общем, очень обаятельное и простое ощущение счастья, которое так внезапно пришло, что стало казаться, что отсутствие такого счастья было связано просто с тем, что люди несколько десятков тысяч лет были просто не очень умными… Чего они мучались, придумывали что-то, воевали, любили на пределе, страдали, пре-терпевали? Зачем всё это было? Оказалось ведь все просто: мы хотим сейчас и хотим громче!!!
И ведь правда, чудесно?! Это как раз гимн такому отношению к жизни, что обезьяна бы просто не слезла с дерева! А зачем? Мы хотим сейчас!
Интересно, но мир этого «желания сейчас» исчез как утренний туман. Но у вошедших в этот «туман» исчезла возможность и способность жить иначе. Кроме желания жить «сейчас», они не знают другого. И не знают, как жить иначе, как жить, включая в себя не только непосредственность, но и живя в истории своей и других людей, живя Душой, живя в становлении.
Это такие фантомные боли нашей культуры, нашей памяти, нашего образования…
Что делать? Что отвечать?
И здесь ведь не ответишь очередным фанерным плакатом о том, что «На Рублевке все как у людей». Время «фанеры» прошло, нужна настоящая жизнь, настоящие дела, настоящие цели, настоящие люди и ценности…
Через таксиста прорывается то, что волнует многих живущих и ездящих, волнует выживших, волнует общество…
На место предельной (ограниченной) компетентности приходит снова необходимость обучения и воспитания безграничной творческой универсальности, самой её способности, различимости ценностей, сознательной убежденности и гармоничности. Приходит смысл и время перестает быть абстракцией вечной сиюминутности сейчас – jetzt (нем.).
Ведь, если звезды
зажигают – значит –
это кому-нибудь нужно?В. Маяковский
Сергей Рахманинов – Всенощное бдение